Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Все мы понимаем, и с течением времени — всё более отчетливо, что с человечеством что-то не так. Мы видим и чувствуем, что живем в мире преступлений, в мире, который не стремится соблюдать закон Божественный, да и закон человеческий. «Грех есть нарушение закона», — пишет апостол (1 Ин 3:4). Мы живем в мире греха, греха прогрессирующего и уже беззастенчивого. Грех более не прячется, как это было раньше, теперь он уже кичливо выпячивается, как некое достижение, как нечто, чем можно гордиться или хвалиться. Грех как будто бы больше не давит на человека тяжестью вины. Человек перестал чувствовать боль за грех, перестал чувствовать его гибельность. Человек избавился от вины.
Конечно, в действительности нам всем хотелось бы избавиться от вины. И Бог дает нам возможность избавиться от этого чувства через покаяние, через возвращение вспять, через изменение своей жизни, через искупление этой вины добрыми поступками или иными, противоположными греху, действиями. Но это сложный путь, а потому прелестник всё чаще нашептывает нам, что мы можем избавиться от вины, просто позволив себе этой вины не чувствовать. Отвлечься от этой вины или постараться забыть прошлое, вытеснив из жизни боль греха.
Вытесняя ее раз за разом, в конце концов мы уже начинаем думать, что имеем право на грех. Что мы рождены или даже сотворены уже такими людьми, что нам нужно принять свою греховность и даже ею как-то наслаждаться. Многие современные течения в психологии пытаются примирить нас с самими собой и с миром именно таким образом. И, казалось бы, действительно, если мы можем избавиться от муки, пусть и таким путем, то это ведь хорошо. Мы не чувствуем боли, а значит — не болеем.
Но слушая вновь сегодня слова Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, вольно или невольно мы вновь задаем себе, душе своей, те же вопросы, с которыми обращается к своему внутреннему человеку преподобный Андрей. Действительно ли нет боли внутри, даже если мы постарались ее вытеснить или забыть? Действительно ли мы чувствуем прощение от Бога за свое прошлое, да и настоящее, или всё же мы предпочли сами себя простить или убедить в том, что ничего такого уж экстраординарного не произошло? Действительно ли нам так уж легко ступать по земле, не чувствуя прощения наших грехов Творцом мира?
Слова и молитвословия Великого канона напоминают нам о том, что для того, чтобы вернуться к Богу, для того, чтобы очистить жизнь свою, — нам нужны радикальные перемены. Чтобы найти свою дорогу в этой жизни, единственную дорогу, которая ведет к Богу, — нам нужно найти что-то, чему мы можем посвятить себя. А найти это мы можем только путем праведности, который начинается с прощения грехов, которое дарует только Бог.
Когда Господь говорил с Никодимом, Он указал на возможность и образ такого изменения, говоря, что для того, чтобы увидеть Царствие Его, нужно родиться свыше (см. Ин 3:3). Рождение свыше — это сверхъестественное действие Бога. Бог делает это за нас, нам только необходимо допустить Его в свое сердце и позволить действовать в нас. Мы рождаемся свыше через покаяние в грехе, которое означает, что мы перед Богом готовы изменить свой образ жизни и начать следовать за Ним в новой жизни послушания Ему. Новое рождение меняет нашу философию и образ жизни. Оно учит смотреть на мир другими глазами. Оно не стирает наше прошлое, не затворяет в него дверь, но учит смотреть на него, на самих себя и на свои поступки под другим углом.
Бог, если мы позволяем Ему войти в нашу жизнь, если мы готовы принести действенные плоды покаяния — признать свою вину и изменить свою жизнь, — меняет нашу волю, наши привязанности, наши жизненные цели, наш характер. Он дает нам новую жизнь и новые цели. Старое проходит, и всё становится новым (см. 2 Кор 5:17). Именно для этого мы с вами собираемся в святых храмах, внимаем словам Великого канона и вспоминаем о том пути, к которому мы должны вернуться, настраивая себя на покаяние перед Богом.
Аминь.
//проповедь митрополита Тверского и Кашинского Амвросия в среду первой недели Великого поста, 1 марта 2023 года, в соборе Александра Невского на Привокзальной площади Твери.