03.03.2023 | Вера

Мудрость и глупость присущи каждому из нас

Во время святой и спасительной Четыредесятницы Церковь особенно обращается к мудрости, пророчествам и повествованиям Ветхого Завета, чтобы обратить взор наш в сокровищницу, которая собиралась человечеством до пришествия Христова, до Его славного Воскресения, которое открыло новый путь человечеству, при этом не отменяя сказанного и написанного ранее. Так, сегодня мы слышали чтение из книги Притч Соломона, которая будет прочитываться за Литургиями Преждеосвященных Даров в великопостный период. И в ближайшие дни притчи эти будут посвящены разнице между мудростью и безрассудством. «Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие» (Притч 3:35) — так заканчивается прочитанная только что глава.

Знаменитому ученому Альберту Эйнштейну приписывают такие слова: «Бесконечны только две вещи: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной я не уверен». К сожалению, действительно, нам довольно часто приходится сталкиваться с плодами глупости — большими и малыми, безобидными и разрушительными, плодами чужой глупости и плодами глупости собственной. Хуже всего, как говорит сегодня премудрый Соломон, когда глупость кричит громко, становится на видном месте, когда она проповедует ложь, имея возвышенное место для своей пропаганды. К сожалению, это случается и мир от этого не застрахован. 

Чаще всего разница между глупостью и мудростью такая же, как между смертью и жизнью. Порой глупость напрямую несет и сеет смерть, в то время как мудрость, воплощенная в мудрых поступках, в мудром управлении, в мудром подходе к любому делу, великому ли, малому ли, дарует и взращивает жизнь. Мир почитает мудрецов отнюдь не за их энциклопедические знания. Ведь знания, бо́льшие, чем у любого человека, хранятся в книгах, а теперь — в электронной среде, в интернете. И знания сами по себе бессмысленны, их можно иметь, хранить, но не применять или применять с обратным знаком. Мир почитает мудрецов за то, что они сохраняют этот мир, предостерегая от безумных поступков. Как и Господь в Евангелии говорил о мудром человеке, построившем свой дом на камне, в отличие от неразумного, построившего на песке (см. Мф 6:47–49). Мудрец умеет предвидеть результат своих поступков, а глупец — нет. 

И самое плохое то, что глупость довольно часто ведет себя громко, навязывает свое мнение другим, учит других жить, вводит людей в заблуждение, ведет неверной дорогой, приводит к разрухе, боли, бедности, невежеству, развращению. В то время как мудрость чаще всего тиха, она не кричит и никому не навязывается. Мудрость молчалива, и она плохой повод для того, чтобы обратить внимание людей, ибо люди чаще всего обращают внимание на яркое, на кричащее об опасности, скрывающейся там и тут, на обещание чудес или обогащение без усилий. Глупость — товар широкого потребления, доступный всем, дешевый и некачественный. Мудрость — вообще не товар. Для того чтобы быть ей причастным, нужна постоянная работа над собой, самоанализ, погружение во внутренний мир, богообщение и аскеза. Так было всегда, и нет ничего нового под солнцем. Мы знаем архетипические представления о том и о другом: мудрец-аскет и развратный глупец, безумный богач и мудрый нищий и так далее — множество архетипов, сохранившихся в культуре, доказывающих связь мудрости и упорного труда, лишений, скромной жизни. Мудрость никому не дается просто. А развратная жизнь оглупляет и даже прежде мудрого человека способна сделать глупцом.

Мудрость и глупость присущи каждому из нас. И то и другое есть в каждом, вопрос состоит только в том, чего в нас больше. Даже псалмопевец и пророк Давид признавался пред Богом в своей глупости: «Смердят и гноятся раны мои от безумия моего» (Пс 37:6). И это, скорее, потому, что Давид был мудр. Ибо глупость не способна увидеть глупость, а мудрость может видеть даже глупость собственную. 

Урок сегодняшней притчи прост: когда нам хочется вступить в бесплодную дискуссию, в осуждение и обсуждение, которое не имеет за собой ничего, кроме пустого разговора, и всякий прочий раз, когда мы отдаем себе отчет, что встречаемся с противоположностью мудрости, — нам следует не останавливать своего взора, а бежать, не оглядываясь, как некогда праведный Лот из горящего города.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 3 марта 2023 года. Пятница 1-й седмицы Великого поста. Нило-Столобенская пустынь, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.