Мы только что услышали устами Церкви произнесенную сквозь времена самую величественную молитву Господа нашего Иисуса Христа, записанную в Евангелии. Это известная Первосвященническая молитва. Мы все знаем, что наш Спаситель часто уединялся для молитвы, об этом многократно упоминается в Евангелиях. Однако весьма редко передаются именно слова Его молитв, и вот сегодня мы стали свидетелями одного из этих редких моментов. Эти слова особенно важны, потому что они развивают наше понимание отношения Сына к Отцу, а также отношения Спасителя к каждому из нас, кто с трепетом именует себя христианином — последователем и учеником Христа.
Эта молитва называется Первосвященнической, потому что в ней Господь взывает к Отцу за всех нас, как это делали священники народа Израиля. Через эту молитву мы начинаем более глубоко понимать, что служение Христа — это священническое служение. Он занимает позицию ходатая между нами и Богом.
Во времена Ветхого Завета священники приносили жертвы и молились во имя народа в качестве посредников между людьми и Творцом. Но Христос принес в жертву не тушу животного, но Самого Себя. Он стал одновременно и Тем, Кто приносит жертву, и самой Жертвой. Ветхозаветный народ Израиля часто вопрошал: Если кто согрешит против человека, то Бог заступится за него, а если кто согрешит против Господа, кто может ходатайствовать за него? (1 Цар 2:25). И вот ответ на этот вопрос: наш Господь Иисус Христос молится за мир.
В этой молитве Христос не просит, чтобы мы были отняты от этого мира, но просит защитить нас от зла, которое мы можем встретить на пути. Христос не желает, чтобы мы изолировались от искушений, которые присущи этому миру. Наш Бог намеренно создал нас для жизни в этом мире, в его красоте и опасности, в его вдохновении и искушениях. Ибо только так, сталкиваясь с опасностями, учась противостоять им с помощью Божией благодати, мы можем подняться на тот уровень, на котором сможем быть солью и светом этому миру. Всё стерильное несет в себе опасность: когда человек живет в стерильных условиях, его тело теряет иммунитет, становится неспособным устоять перед вирусами и болезнями. То же самое происходит и с нашим духовным состоянием: когда мы пытаемся изолироваться от мира, наша душа теряет способность сопротивляться греху.
Опасности, от которых Христос просит Отца нас оберегать, обычно не внешние, они исходят из нашего внутреннего мира. Самая великая угроза для нас, христиан, — это стать такими же, как многие, кто не признает Христа. Мы обитаем в этом мире и можем начать думать и действовать так же, как и все остальные, относиться к греху с таким же безразличием, как и многие вокруг нас. Но в наших силах также оставаться отдельными, не стать такими, как все.
Будем помнить, что Бог не требует от нас укрываться от мира, чтобы избежать искушений. Окруженные людьми, мы находим свое спасение именно через этих людей. Среди людей мы учимся любить. Мы можем творить добро для других и из-за других, возрастая в своем добродетельном поведении. Мы живем среди людей, которые в большинстве своем добры, но иногда подвержены греху, страстям, слабости или даже злу. И для всех этих людей мы должны продолжать миссию, которую начал наш Господь Иисус Христос, — миссию проповеди, любви, служения Богу и людям, чтобы имя Господа было прославлено. Об этом молился Господь в той великой Первосвященнической молитве, которую мы сегодня услышали.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 28 мая 2023 года. Неделя святых отцов I Вселенского Собора. Вознесенский храм в Тешилове, Тверская область.