14.11.2021 | Богослужение

Ксенофобия и филоксения

Евангелие рассказывает нам о том, как Господь исцелил бесноватого в Гадаринской стране. И народ этих мест просил Христа удалиться от них, потому что они были объяты великим страхом. Мы видим в этой истории, что бесноватый человек был жителем города и гражданином, скорее всего, его все знали, он имел общие дела с населением города, у него были родственники и друзья. Но с того момента, как он сделался бесноватым, он стал для них абсолютно чужим: его боялись, его изгнали из общества, он вынужден был жить во гробах.

Когда народ видит исцеление гадаринского бесноватого и просит Христа уйти, мы понимаем, что и после исцеления люди считают своего соплеменника всё еще чужим. Чужим считают и Христа. Мы слышим достаточно часто слово «ксенофобия», слово, состоящее из двух греческих корней: «чужой» и «страх». Ксенофобия — это боязнь другого, боязнь всякой инаковости. Мы так устроены, что изначально видим врага в том, кто не похож на нас. И это всегдашняя проблема человечества. Хотя мы и понимаем в душе, что все люди — такие же, как мы, творения Божии, Его образ и подобие, тем не менее, когда мы сталкиваемся с непривычными нам чертами в человеке, — мы воспринимаем его как врага. Боимся его. И Христа жители страны Гадаринской испугались, потому что Он чужой для них.

Схожая проблема есть и в Церкви. Мы часто боимся людей, которые приходят к нам не зная наших традиций, обычаев и привычек. Всякий раз мы стараемся либо переделать таких людей под себя, либо исторгнуть их из своего сообщества. Но Церковь должна быть тем пространством, где каждый человек чувствует себя человеком. Христос страдал и умер за каждого человека, и уж тем более у нас нет никакого права разделять людей на более достойных или менее достойных. Бог любит каждого человека и в равной мере дает всем и насущный хлеб, и солнечный свет, и воздух. Он любит каждого человека, а значит, Церковь тем более должна быть пространством Его любви, пространством, где с любовью встречают каждого.

А для этого нужно отдавать себе отчет в присущем нам природном страхе. Нужно понимать, что страх этот — только наш страх, он не придает отрицательных характеристик человеку, к которому мы его испытываем. Понимать, чего именно мы боимся в таком человеке, постараться рассмотреть, чего в нем действительно стоит бояться, что в нем греховно, если это так. И что не должно вызывать у нас страх, если он просто что-то делает не так, как мы, в силу иной культуры, воспитания или привычек. В конце концов, христианская практика жизни направлена на то, чтобы присущая природе нашей ксенофобия превращалась с помощью благодати Божией в филоксению, в готовность принять и полюбить другого, каждого другого, каким бы он ни был. 

Пространство храма не принадлежит никакому человеку. Оно не принадлежит никому из нас, но принадлежит Богу. Да, мы в этом пространстве собираемся как община и Церковь, мы совершаем в нем богослужения, но оно открыто для любого, кто ищет Бога. И Сам Бог найдет способ и возможность встретить этого человека. Мы не Его уполномоченные представители на земле. Разве что мы уполномочены Им на любовь, доброжелательность, мир и истину. Но не уполномочены на суд. 

Всякий христианин уполномочен Богом быть Его присутствием в этом мире. И это, конечно, присутствие любви, а не суда, ибо даже Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин 5:22). Давайте помнить об этом и напоминать себе об этом всякий раз, когда нам неприятен человек, пришедший в храм, когда нам хочется кого-то одернуть, исправить, осудить. Когда нам кажется в Церкви, что кто-то неправ, а вот мы-то уж точно правы. Давайте просить у Господа любви, которой нужно учиться, которая есть дар, дар сложный, но благословенный и спасительный.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 14 ноября 2021 года. День памяти мучеников Космы и Дамиана Асийских. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.