27.02.2023 | Вера

Ключ от потерянного рая

Вот и вновь мы услышали умилительные и вдохновенные слова Великого покаянного канона преподобного отца нашего Андрея Критского. Вновь мы дышим воздухом Великопостной весны, свежим воздухом обновления жизни через покаяние, возможность которого открывает для нас Господь. Мы имеем великий дар: несмотря на всю тяжесть наших грехов и падений, Творец мира всякий раз дает нам шанс встать, измениться, исправить жизнь свою и принести добрый плод, которого Он от нас ожидает.

Мы слышали слова, рассказывающие о событиях Священной истории. Истории жизней тех людей святой Андрей рассказывает нам, как историю своей жизни. В текстах канона мы видим грешников, которые падают перед Богом во время земного пути. Но святой Андрей не осуждает их, наоборот, он говорит, что не находит ни единого грешника, жившего на земле, на которого он сам не был бы похож. Сравнение себя с людьми, ошибавшимися и падавшими на протяжении библейской истории, — хорошее духовное упражнение и для каждого из нас. Знание и памятование о падениях и восстаниях древних людей помогают и нам не отчаиваться в своих падениях, но знать, что милостивый Отец наш Небесный ждет нас с распростертыми объятиями и примет нас, когда мы вернемся, как принимал людей на протяжении тысячелетий человеческой истории.

История древнего мира, отпавшего и возвращающегося к своему Творцу, которую мы слышали сегодня и будем слышать на протяжении первых дней этой седмицы в чтении Великого канона, — это не просто история мира и человечества, это история каждого из нас, стоящих ныне в этом храме. Это история нашего прошлого и история нашего будущего, ведь для Бога нет времени и нет разделений на вчера и завтра. В некотором смысле время Великого поста — это время вне времени, время, проводимое нами с Богом, Который Один может поднять нас от стихии времени, от текучести и изменчивости бытия, чтобы мы могли взглянуть на жизнь свою издали, свысока, со стороны и увидеть ее такой, какая она есть, а не такой, какой мы себе ее представляем из текущего момента жизни, заполненного переживаниями, бытовыми хлопотами, политикой и пустыми разговорами. 

Если мы внимательны к читаемым словам Великого канона, то заметим, что наша душа тоже проходит тем же путем испытаний, которым проходили грешники и святые до нас. Стоит перед теми же выборами, перед которыми стояли Адам и Ева, Хам и Ной, Давид и Соломон и прочие бесчисленные имена людей, за которыми — судьбы великие и малые, оставшиеся в истории и сокрытые. Судьбы людей, прошедших тяжелый путь по дороге от жизни к смерти и оставивших след в истории взаимоотношений человека и Бога.

Нынешнее богослужение пронизано мотивом покаяния. Мы слышали ныне не о достоинстве человечества, а о нашей испорченности. Вспоминали не о доброте человеческой, а о нашей нечестивости. Мы учились и будем учиться не оправдывать себя, но признавать свою вину. Мы учились и будем учиться покаянию, то есть изменению своей жизни так, как этого хочет Бог. 

Каяться, раскаиваться, жить покаянно не означает бить себя в грудь, раздирать одежды и посыпать голову пеплом. Покаяние — это не акт, не внешнее действие и не поступок. Покаяние — это не епитимья за преступление. Все эти поступки не означают, что наша вина автоматически исчезнет. Покаяние — это и не угрызение совести, не самобичевание и тем более не отчаяние от груза совершëнных дел. Самоосуждение только сыплет соль на раны нашей души. Мы должны ненавидеть не себя, а грехи свои, свои страсти и суетные мысли, ненавидеть ложь, любостяжание и зависть, властолюбие, гордыню, проводниками которых мы часто бываем. Но мы — не то же самое, что эти страсти. Всё же мы — творения Небесного Отца, Его образ и подобие, Его дети, возвращения которых Он так ждет.

Тогда что же такое наше покаяние? Покаяние — это не столько признание своей слабости, сколько слово силы и действия. Это скорее героическая решимость исправиться, нежели забивание себя в угол бездействия и страданий. Это скорее действия, чем слова и эмоции. Действия, способные разорвать оковы греха и подняться над земной жизнью. Покаяние — это ключи от потерянного из-за преслушания Рая. 

Выйдем же сегодня из святого храма, неся в себе это покаяние, это желание во что бы то ни стало действенно изменить свою жизнь, исправить, возместить ущерб, вернуться в состояние богообщения. И в течение ближайших дней будем приносить достойные плоды Богу, внимая словам Великого канона, который каждый год напоминает нам о едином на потребу, вознося от суеты этого мира.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 27 февраля 2023 года. Понедельник первой седмицы Великого поста. Воскресенский временно кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.