В эти святые дни, когда мы еще вкушаем радость Рождества Христова, Церковь напоминает нам притчу о винограднике и злых виноградарях. Как же странно и страшно она звучит на фоне отголосков праздника Рождества, где кажется, что весь мир объят небесным светом и хвалой. Но Господь неслучайно преподносит нам этот урок именно теперь, когда мы не только переживаем рождение Спасителя, но и смотрим вперед — на то, как мир отнесется к Нему, совершая отдание рождественских праздничных дней.
Притча открывает перед нами образ виноградника, который Бог насадил как знак Своей любви к человеку, даруя все для благоденствия и духовного плода. Но что мы видим? Те, кому вверен этот виноградник, не хотят отдавать Господу ни плодов веры, ни плодов покаяния, ни плодов благодарности. Пророков и праведников они прогоняли, некоторых убивали, а в итоге не пожалели даже Сына Божия. Сердца окаменели, глаза закрылись, совесть умолкла. И если мы посмотрим вглубь, поймем, что Христос говорит эту притчу и о наших с вами душах. Каждому из нас Бог вверил «виноградник» — нашу жизнь. И вопрос: отдаем ли мы плоды Господу или тщимся захватить все для себя? Есть ли в нас благодарная радость, которая естественно рождается, когда мы помним, сколь велика милость Божия к нам? Или мы, подобно злым виноградарям, готовы гнать всякий призыв к покаянию, чтобы не менять жизнь и жить по своей воле?
Тяжело слышать это обличение, но оно — ради нашего спасения. Бог не радуется наказанию, но предупреждает, что всякий, кто разрушает Его дело, будет отвечать за это. Отвергнутый Камень, то есть Христос, становится главой угла, а те, кто, казалось бы, велики и сильны, оказываются в стороне. И это не просто история о древних книжниках и фарисеях — это духовный закон, по которому живет мир и каждый человек. Мы можем либо стать смиренными тружениками в винограднике — и тогда для нас Христос сделается главным камнем, на котором все держится; либо восстать и присвоить то, что принадлежит Богу, но тогда мы окажемся отвергнутыми от настоящей жизни и радости.
Пусть нас не расслабит кажущаяся теплая тишина и праздничная атмосфера рождественских дней. Да, вифлеемские ясли исполнены умиления и покоя, но для того и пришел Христос, чтобы каждый из нас мог родиться свыше, очистив сердце и приняв в него Царство Небесное. Это Царство открывается тем, кто не боится отдать плоды своей души — любовь, смирение, покаяние — Тому, Кто этого заслуживает, нашему Господу. И если примем Христа как Камень, вокруг которого выстраивается вся жизнь, тогда ни огонь, ни меч, ни мирская ненависть не смогут отлучить нас от Бога.
Помолимся же о том, чтобы Господь укрепил нашу веру. Если наши сердца бывают упрямы и ожесточены — склоним их в покаянии. Если наша вера слабеет от жизненных штормов — воззовем ко Христу, ведь Он — Камень краеугольный, и, строя на Нем жизнь, мы будем непоколебимы. И тогда радость Рождества станет для нас не просто красивым воспоминанием о чудесном событии, но живым пульсом новой жизни, где в сердце воцарится Он — Спаситель и Бог.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 10 января 2025 года. День памяти мучеников 20 000, в Никомидии сожженных. Собор в честь Александра Невского на Привокзальной площади, г. Тверь.