В Евангелии есть, быть может, одно из самых трудных для исполнения повелений, произнесенных Христом: «люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк 6:35). Если для иных заповедей можно просто понудить себя что-то не делать, ограничить аскезой круг своих потребностей, то в этой заповеди нужно как раз делать, любить врагов своих, быть милосердным к тем людям, которые как раз к нам проявили какое-то немилосердие.
Эта заповедь трудна, потому что любовь не просто эмоциональный порыв, но решение поступать так, чтобы этому кому-то, а в данном случае — человеку, к которому мы испытываем негативные чувства, который делал или делает нам зло, — было хорошо. Эта заповедь будто бы идет вразрез с нашим чувством справедливости, с вроде бы оправданным внутренним желанием возмездия, с гневом, пусть даже и праведным, с неприязнью к другим, которые, может быть, и действительно заслуживают неприязни.
Что же нам делать с этим? Что делать, когда совершенно не чувствуешь сил не то что любить, но даже и простить? Ведь враги бывают разными, некоторые люди действительно способны целенаправленно причинять большую боль, причем не когда-то, а прямо сейчас, не только сейчас, но и далее, в будущем. Единственный ответ, который можно дать на такое вопрошание с чистым сердцем, — молиться за тех, кого трудно любить. Господь знает, как нам это сложно. И если Он не поможет нам в этом деле — сами мы вряд ли сможем что-то сделать. И по своему опыту могу сказать, что это действительно работает. Сердца, даже самые черствые, размягчаются. Господь посылает какое-то иное видение ситуации, дает иной взор, другой угол зрения, под которым зло уже не выглядит таким злым, вроде бы явные враги становятся людьми, которым хочется сострадать и помочь, которых хочется пожалеть за их слепоту и близорукость.
Ведь многие из людей, которые поступают плохо по отношению к нам, делают это из-за того, что им самим плохо и они не знают, как выйти из круга собственных страстей. Вот тут и нужно сострадание. Я вообще не знаю случаев и людей, которые действовали бы осознанно зло, потому что они счастливы. Как правило, они в чем-то несчастны, и наше милосердие может помочь им стать чуточку лучше. Именно поэтому только любовь способна победить зло.
Порой для того чтобы помочь человеку, его достаточно выслушать. Многие творят зло потому, что они одиноки, им хочется хотя бы как-то обратить на себя внимание, и они не знают как. Выслушать такого человека — это уже великий подвиг милосердия, способный изменить мир. Поддержать, а, может быть, иногда и похвалить человека, не указывая на его ошибки и на наши обиды, — может помочь ему исправиться, стать лучше, добрее, праведнее.
Я знаю некоторых руководителей, которые, видя слабые стороны своих сотрудников, говорят им, что они сильны именно в этих направлениях. И люди, понимая, сколь высокую оценку дают им взаймы, с благодарностью стараются именно эти стороны жизни и работы подтянуть, исправить, выровнять. И часто именно в том, в чем они совсем еще недавно допускали множество ошибок, становятся искусными. Похвала может сделать много больше, чем критика. Мне кажется, отчасти в этом есть смысл заповеди давать взаймы, не ожидая возврата.
Еще один способ полюбить тех, кого любить трудно, — попытаться в себе увидеть корень их несовершенства. Часто мы относимся неприязненно к тем людям, которые не отвечают нашим представлениям о них. Но если понять это и попытаться принять то, что нам не нравится, как отличительную особенность этого человека, пусть даже негативную для нас, но его личную особенность, принять так, как принимает нас Бог, ведь мы тоже со своими ранами, некрасивостями и странностями, — то станет легче полюбить такого человека.
Это сложная наука. Но научиться этому можно здесь, в жизни земной. Ибо мера такой любви и станет для нас возможностью жить вечно в Божием Царствии вместе со святыми, которую эту науку познали сполна. Это сложная наука, но постичь ее, добиться в ней каких-либо результатов возможно только с Божественной помощью. Нам сложно любить, а особенно врагов, потому что мы чаще ставим себя на первое место, на правильное место, в случае внутреннего спора. И только Христос может исправить эту нашу предрасположенность к эгоизму, излечить ее Своей любовью, может показать нам других людей Своими глазами, глазами Бога, Который бесконечно любит всех, и неблагодарных и злых. Чтобы и мы могли любить и прощать других, как Он любит и прощает нас, несмотря на наши падения, ошибки и грехи.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 17 октября 2021 года. День памяти святителя Варсонофия, епископа Тверского. Вознесенский Оршин монастырь, Тверская область.