12.06.2022 | Вера

Исполнение Божественного замысла

Мы вновь подошли к Пятидесятнице, древнему празднику, который завершает пасхальный период. Мы знаем, что у иудеев тоже была Пятидесятница, и она тоже была завершением периода жизни народа, после которого начался период Ветхого Завета. И Пятидесятница Новозаветная стала точкой отсчета для Завета Нового, ибо этот день считается днем рождения Церкви в том смысле, что Церковь через апостолов наполнилась Духом Святым, стала наполненной Божественной благодатью. 

О Пятидесятнице Новозаветной и о Пятидесятнице Завета Ветхого я хотел бы сегодня поразмышлять, ибо в их сравнении, в их связи и различиях мы можем разглядеть удивительный смысл Божественного домостроительства, можем понять, что же изменилось для человечества с рождением Церкви Христовой, да и в конце концов — понять, что же мы на самом деле сегодня празднуем, какой смысл кроется за тем, что мы слышали сегодня в апостольских деяниях — собравшиеся на иудейскую Пятидесятницу апостолы, шум ветра, наполнивший дом, языки огня, остановившиеся над каждым из них, разговор на разных языках и разумение всех наречий. 

Пятидесятый день для древнего иудея — это божественное исполнение всякой полноты. Мы знаем, что священный день — седьмой, поскольку это последний день творения, день завершения, день, когда Господь завершает совершëнное, поскольку оно уже сделано хорошо весьма и завершено. Такая полнота священна для человека верующего, число семь потому особенно так важно в библейском контексте. А пятидесятый день — это семь раз по семь и еще один день. То есть в пятидесятый день осуществляется нечто, что завершает, запечатывает, оформляет, придает полноту осуществления, раскрывает полноту замысла.

Так, в пятидесятый день после исхода из Египта — иудейской Пасхи — Моисей получил на горе Синай десять заповедей. Бог вывел Свой народ из плена, подарил ему избавление и на пятидесятый день, приводя этот новый статус к окончательной форме, заключает с этим народом Завет, дарует заповеди, которые стали внешним проявлением завета между Богом и Его народом. Завет Ветхий. У иудеев это был также и праздник принесения Богу первых плодов урожая, плодов мира седьмого дня творения в дар Творцу. В этот день верующие устремлялись в Иерусалимский храм с плодами земли, украшали храм и синагоги зеленью в знак благодарности Богу за пищу и плодородие почвы.

А в пятидесятый день после Воскресения Христова, Пасхи Нового Завета, Исхода народа Божиего из рабства смерти и греху, Бог, подаривший это великое избавление человечеству, приводит и этот статус к окончательной форме, заключает Завет Новый, дарует уже не Закон, который станет скрепляющим материалом Завета между Богом и человеком, но Благодать Духа Святого. Дух Святой отныне присутствует в Церкви Христовой, Церкви Апостольской. Не за наши заслуги, но потому, что Бог так захотел и исполнил Свою Церковь всяческой полнотой, соделав ее Церковью исполнения всего, Церковью Пятидесятницы. 

Мы слышали о том, что апостолы стали говорить на разных языках и понимать других, говорящих на разных наречиях. Словно бы Бог стал сшивать древнюю ткань непонимания между людьми. Непонимания, которое некогда, при строительстве Вавилонской башни, было наказанием, ограничением для людей, чтобы удержать их от безумия гордости. Тогда, в самом начале человечества, мы читаем в книге Бытия, люди точно так же вмиг стали говорить на разных языках, перестав понимать друг друга и потому не имея более возможности договориться. Быть может, древний бытописатель изложил произошедшее несколько метафорически, но и из этой метафоры мы можем понять, что непонимание стало проклятием за грех гордости. 

И вот апостолы, простые рыбаки, люди без образования, начинают понимать говорящих на других языках, и сами говорят на разных языках и наречиях, так что видящие их люди даже думают, что они пьяны и говорят что-то несвязное. В Пятидесятницу Нового Завета Бог благодатью Своего Святого Духа исцеляет то древнее проклятие непонимания между людьми. Непонимания, которое влечет за собой множество последствий — невозможность договориться, невозможность совместного шествия к спасению, непонимание в широком контексте Божественного Промысла о мире, непонимание самого языка сотворенного мира, ткани бытия, основ всего, что лежит в начале сущего. Того, что понимали люди древние, потомки Адама, и что разучились понимать люди, погружающиеся всё в большие грехи и всё больше увлекающиеся не сутью мироздания, но его внешними признаками. 

И вот рождается Церковь Христова. Апостол Пётр, вдохновленный Духом Святым, восклицает слова древнего пророчества пророка Иоиля о том, что пришло завершение того, что должно было завершиться: в последние дни Бог излил Дух Свой на всякую плоть и пророчествуют сыны и дочери народа Его, и отныне всякий, кто призовет имя Господне, спасется (см. Иоиль 2:28–32). Наступил Новый Завет, Завет последних времен, и все мы — люди последних дней мира. Об этом говорили пророки и святые, об этом Бог через Своих людей и посредством многих знамений предупреждал людей. 

Исполнилось исполнение всего сущего. Наступили семь седьмин творения мира. Царствие Божие уже здесь, среди тех, кто ищет его, «внутри вас есть». Жизнь Церкви, рожденной в благодати Новозаветной Пятидесятницы, — это рождение в последнюю эпоху мира, когда Бог уже завершит Свой замысел о нас. Вот о чем нам говорит сегодняшний праздник. О благодати Божией. О Его любви, выразившейся в промысле о мире, о нас с вами, о Церкви Христовой. О непонимании и понимании. О собирании рассеянных некогда в разные культуры, разные языки, а значит, в разные вселенные понимания людей Божиих. О завершении времен и о свершении Божественного замысла о нас. О Церкви Христовой, в которой всякий призывающий имя Господне спасен будет.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 12 июня 2022 года. День Святой Троицы. Пятидесятница. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.