Ныне мы собрались в этом святом храме, подобно тому как некогда собрались ученики в день Пятидесятницы. Сегодня и мы будем молиться о благодати Духа Святого, данного некогда ученикам, вспоминая событие, описанное в книге Деяний апостольских, ставшее исполнением пророчества Христа об Утешителе, ставшее днем рождения Церкви Христовой:
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян 2:1–3).
Некогда первые предки наши, Адам и Ева, жили в единстве с Богом, но грех привел их к разделению. Разделение стало главным результатом того греха, самым успешным и главным действием диавола. Разделение человека и человека, разделение человека и природы, отделение человека от Бога, отделение души от тела через смерть и множество иных разделений, больших и малых, разодрали некогда совершенную и безупречную, единую и прекрасную в многообразии ткань мироздания. И вот в Пятидесятницу, день исполнения всякого совершения в мире, сошествием Духа Святого происходит восстановление этого единства. И не просто через возвращение к тому, что было некогда, ибо такое возвращение перечеркнуло бы педагогический и терапевтический смысл истории, вместе со всем ее опытом, но возвращение к изначальному образу через преобразование в нечто большее. В новое, гораздо более высокое единство, основанное на Божественной любви и понимании.
Мы живем в мире, полном разделений и конфликтов, но сообщение Пятидесятницы — это сообщение о единстве в разнообразии, о преодолении различий, о построении мостов вместо стен. Это напоминает нам о том, что истинная сила лежит не в мощи и господстве, но в любви и служении друг другу.
Апостолы, наполненные Духом Святым, говорят «на иных языках». Они не говорят одним языком; вместо этого они говорят многими языками, достигая людей всех народов и культур. В этом событии мы видим отражение самой природы Божественной Троицы — единства в разнообразии. Отцу, Сыну и Духу Святому присущи разные Лица, но они все суть одно Божество. Так же и Церковь, наполненная Духом, выражает это разнообразие в единстве, отражая в своей жизни и служении многообразие граней Божественной любви.
Дух Святой, сошедший тогда на апостолов, — это Бог, непостижимый и неуловимый, и всё же всегда присутствующий и активный в нашем мире и в наших жизнях. Он — дыхание жизни, которое Бог вдохнул в Адама и которое продолжает удерживать всё сущее, от атомов до галактик. Он — огонь любви, который не уничтожает, но преобразует и очищает.
Но что значит быть «исполненным Духа Святого»? Это, возможно, не столько вопрос получения чего-то, чего у нас раньше не было, сколько вопрос осознания и принятия того, что уже дано нам. Быть исполненным Духа Святого — значит признать Божественное присутствие в нашей жизни и открыться для его действия. Это значит дать Богу возможность использовать нас как инструменты своего мира и любви в мире.
День Пятидесятницы — это не только день, когда Дух Святой снизошел на апостолов, это еще и день, когда мы призываем Духа Святого в нашу собственную жизнь. Мы молимся о том, чтобы Дух Святой воодушевил нас, направлял нас и помогал нам жить по Евангелию. Таким образом, праздник Пятидесятницы — это не только воспоминание о прошедшем событии, это приглашение к живому и динамичному участию в бесконечном творческом акте Божественной любви, который всё еще происходит в нашем мире и в наших жизнях. Это приглашение быть одухотворенными, преображенными и использованными Богом в Его непрекращающемся делании великих дел Божиих.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 4 июня 2023 года. День Святой Троицы. Воскресенский собор, Тверь.