Жители Десятиградия привели к Господу Иисусу глухонемого. Глухонемые в то время — не просто люди с особенностями, но еврейский закон определял им место в обществе, как недееспособным, вместе с женщинами, рабами, несовершеннолетними и слабоумными. Они были освобождены от соблюдения закона, поскольку не могли хорошо изучить его. Отведя глухонемого от толпы и оставшись с ним наедине, Господь вложил персты ему в уши, плюнув, коснулся его языка и, воззрев на небо, сказал «еффафа», то есть «отверзись».
Довольно часто в Евангелии мы встречаем описания чудес Христовых, но очень редко евангелисты описывают действия, которые Богочеловек совершал с людьми, которых исцелял, так досконально. И поскольку мы понимаем, что в Евангелиях ничего не описывается просто так, то давайте подумаем, для чего нам показана эта сцена, наполненная действиями, даже несколько странными на первый взгляд.
Господь отвел этого человека в сторону, подальше от лишних глаз. Люди, как всегда, собирались для того, чтобы найти какое-либо зрелище, так было и тогда. Но Господь не дает им этой возможности. Однако Господь совершает ряд четких действий, направленных, очевидно, на этого человека. Ведь если мы вдумаемся, то заметим, что всякий раз, когда Христос совершал чудо, Он предварительно говорил с тем, кого исцеляет, либо с теми людьми, по вере которых Он это чудо совершал. Но немой не мог слышать слов Христа.
И потому, чтобы пробудить в нём веру, без которой исцеления не имеют смысла, Спаситель совершает действия, видя которые человек начинает верить в возможность чуда. Таким образом, в сегодняшнем Евангелии мы встречаем своего рода язык жестов, при помощи которого воплощенный Бог общается с человеком с ограничениями. Христос мог бы совершить это чудо и без каких-либо манипуляций, но для того, чтобы войти с исцеляемым в диалог, Он и производит действия, которые нам со стороны кажутся даже несколько странными. Однако, по-видимому, для глухого они имели смысл. И первое слово, которое услышал исцеленный, было арамейское «еффафа», которое переведено как “отверзись”.
И далее мы читаем, как с неким, может быть, даже юмором евангелист пишет следующие строки: И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали (Мк 7:36). Господь просит людей не говорить никому о том, что они видели только что. Но чем больше Он просит молчать, тем больше они говорят. Конечно, сами исцеления не были никаким секретом, иначе бы апостол не стал их записывать в Евангелии. Наоборот, исцеления и чудеса служили проповедью Евангелия, потому что они обращали на себя внимание как весьма неординарные события, и люди, услышавшие сначала о необычном, после начинали узнавать о Мессии подробнее.
Может быть, Бог, зная особенности нашей природы, потому и просил не разглашать увиденного, понимая, что если Он скажет так — люди обязательно ослушаются и расскажут всем с удвоенной силой о произошедшем, как часто бывает и в нашей с вами бытовой жизни: если хочешь распространить какую-либо информацию, то можно рассказать ее определенным людям с просьбой держать в секрете, и уже через пару дней об этом точно будут знать все.
Мы можем поставить себя на место того глухонемого. Хотя большинство из нас и имеет слух, а некоторые — даже прекрасный слух, мы всё же довольно часто не слышим Бога. И потому Ему, чтобы достучаться до нас и возжечь в нас огонь веры, которая может сделать любое чудо, приходится предпринимать некоторые, на наш взгляд, странные шаги. Действия, которые мы не понимаем, которые нам кажутся неуместными или даже неприятными. Но мы прекрасно знаем и то, что всё, что Он делает для нас, — делает исключительно из Своей любви и для того, чтобы мы могли обрести веру столь сильную, чтобы идти за Ним самостоятельно.
Будем же учиться этому в благословенное время Великого поста, дорогой которого мы ныне шествуем. Будем молиться милостивому Богу, чтобы Он и нас, духовно глухих и немых в деле проповеди, исцелил и сделал нас Своим голосом, проповедующим Евангелие Правды всему миру.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 25 марта 2023 года. Третья заупокойная суббота Великого поста. Преображенский храм в Старице, Тверская область.