22.05.2022 | Вера

Бог выше человеческих границ

Встреча Христа с самарянкой у колодца Иакова — один из глубочайших эпизодов Евангелия, он открывает нам множество истин о взаимоотношениях человека и Бога, рассказывает о спасении, о вере, о грехе и любви.

Самария была не тем местом, куда с радостью ходили иудеи. Она была подобна современным неблагополучным районам больших городов, куда добропорядочный гражданин стремится не попадать без веской причины. Иудеи не имели общения с самарянами, считая их нечистыми. Иудеи брезговали самарянами, считая их полукровками, отступниками, не совсем людьми, либо людьми второго сорта. Иудеи так считали, но Бог так не считал. Потому Христос, проходя через Самарию, подходит к самарянке, пришедшей на колодец за водой. Будучи иудеем, Он, конечно же, не мог пить из тех сосудов, которые использовали самаряне. Он это знал. И самарянка это прекрасно знала. И именно с просьбой испить воды обращается Он к ней. Именно в таких условиях между ними и завязывается беседа. Беседа, которая не имела законного права на существование. Разговор безгрешного Богочеловека, потомка царя Давида и самарянской женщины, грешницы, которая привыкла к тому, что никакого снисхождения от представителей богоизбранного народа ждать не приходится.

Встреча Христа и самарянки полна всего того, что существует в обществе человеческом и по сей день, — расовых предрассудков, религиозной ненависти, пренебрежительного отношения к женщинам, пренебрежения к моральным изгоям, а точнее, к таким людям, на которых мы привыкли наклеивать соответствующие ярлыки. Но не Христос говорит об этом, сама самарянка напоминает Ему обо всех ограничениях. Бог приходит словно бы в самый эпицентр человеческих предрассудков для того, чтобы эти предрассудки разрешить и дать нам новую точку опоры в жизни. Неслучайно разговор Христа с самарянкой — самый длинный из разговоров Богочеловека с кем-либо, записанный в Евангелии.

По-видимому, это был довольно жаркий, душный день. Христос с учениками, наверное, шел с самого восхода солнца без отдыха, пока не достиг небольшой деревни, именуемой Сихарь, она расположена между двумя горами: Гевал и Гаризим. Это было селение на пересечении двух торговых путей, и поэтому путники, останавливающиеся у древнего колодца, не были необычным явлением для ее жителей. Христос подошел к колодцу, возвышающемуся над землей, как это принято на востоке, и встретил женщину, пришедшую к колодцу Иакова за водой.

Христос обращается к самарянке, не видя преград между Собой и нею. Женщина, отвечая Спасителю, видит стены, воздвигнутые перед ее внутренним взором обществом: стену религиозную, стену гендерную, стену моральную и стену расовую. Но для Бога нет этих стен. Он знает, как их преодолеть. Как и в ряде других евангельских встреч, например как во встрече с парализованным у бассейна Вифезда у Овечьих ворот Иерусалима, о которой мы вспоминали в прошлое воскресенье, Бог является инициатором этой встречи. Он Сам нашел и расслабленного, Сам нашел и самарянку. И если в первом случае мы не знаем, что дальше было с верой исцеленного, то в случае с самарянкой видим, что сначала Бог нашел ее, а потом она нашла Бога в этой встрече. То, что происходит в этом евангельском отрывке, выглядит как случайная встреча, но на самом деле это не так. Время, место и все обстоятельства были устроены Богом еще до начала мира.

Не возьмусь размышлять о всех темах той беседы, поскольку осмысление ее займет много времени. Но стоит обратить внимание на те препятствия, на которые самарянка указывает как на основные во взаимоотношениях с Богом. Она спрашивает: где поклоняться Богу, как поклоняться Богу? Как и тогда, так и по сей день этот вопрос вызывает большое количество разногласий. Потому что имитации поклонения Богу часто заслоняют возможности истинного поклонения Ему. Богочеловек разрешает ее недоумение, говоря, что для Бога нет значения, где Ему поклоняться, важно делать это в духе и истине — то есть искренне, всем сердцем, а не просто для имитации действия или священнодействия.

Бог больше наших представлений о географии, Он, несомненно, больше, чем раса, класс, пол и религиозные традиции. И истинное поклонение Ему состоит не в том, где оно совершается, не в том, как, и не в том, когда. Истинное поклонение Ему должно быть основано на истине, любви и личной преданности Ему. Любой из людей может делать всё то же самое, что делаем мы в Церкви, — совершать крестное знамение, приходить на богослужение, участвовать в Таинствах. Но даже при всём этом, и мы все прекрасно знаем такие случаи, — его сердце может оставаться наполненным гневом, горечью, неверием, ненавистью к ближним, похотью, жадностью, гордостью, желанием унизить человека, выбросить его на обочину жизни. И, пожалуй, главная мысль здесь состоит в том, что не форма определяет содержание, а содержание — форму. И если наше внутреннее содержание верно, то становится уже не так важно, каким именно образом мы служим Богу.

Это великий урок сегодняшнего Евангелия. Одна женщина, грешница, имеющая лишь совсем малую веру, становится проповедницей для всего своего города. Потому что она получила от Самого Бога правильное указание о том, что самое важное во взаимоотношениях с Ним — не место, не обряд, не принадлежность к чему-либо и даже не греховные препятствия. Главное — искренне желать этого общения и стремиться к нему. И такое стремление способно разрушить любые преграды, встающие на пути между нами и Отцом нашим Небесным.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 22 мая 2022 года. Пятая неделя по Пасхе, о самарянке. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. Екатерининский монастырь, Тверь. 

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.