10.11.2024 | Вера

Бог способен освободить от самых тяжелых оков

Сегодняшнее воскресное Евангельское чтение погружает нас в мир человеческой трагедии и спасительной любви Божией. Евангелист повествует о том, как сочетаются в наших жизнях мир мистики и мир повседневности, мир возвышенный и мир настолько приземленный, что он не позволяет людям поднять взор и увидеть все то, что происходит вокруг в действительности. Мы видим три ключевых образа: человека, измученного демонами, Спасителя, Который приносит исцеление, и людей, для которых этот акт милости оказывается ненужным и неприемлемым.

Перед нами человек, лишенный мира и человеческого достоинства, одержимый злыми духами, обитающий среди могил, обнаженный, вне общества, вне всякого света. Каково это — быть в таком состоянии? В этом образе мы можем узнать себя, когда нас поглощают страсти и грехи, когда мы теряем связь с ближними, когда становимся пленниками своих внутренних демонов. Грех, повторяющийся из раза в раз, — это уже не просто ошибка; такой грех перерождается в страсти, а страсти — это цепи, которые связывают душу, это тьма, что выталкивает нас на периферию жизни, лишает нас мира и радости.

Христос, придя в Гадаринскую землю, сразу оказывается лицом к лицу с этой трагедией. Он видит не только одержимого, но всю боль мира, воплощенную в одном человеке. Спаситель обращается к нему с бесконечной любовью и состраданием. Христос показывает нам, что для Бога ценен каждый человек, даже самый грешный, даже подверженный влиянию демонов, кажущийся остальным сумасшедшим и опасным, даже самый забытый, даже тот, кто, кажется, потерян навсегда.

И вот бесы, по слову Христа, покидают человека и входят в свиней. Злые силы, что держали человека в узах, теперь обнажены в своей настоящей сути: они ведут только к разрушению и гибели. Погибель стада показывает нам, что зло, однажды взяв власть, всегда несет за собой разруху, ведь его конечная цель — уничтожить и опустошить.

И третий образ — люди города. Они приходят и видят чудо: одержимый, который долгое время был воплощением страха и безумия, теперь сидит у ног Иисуса, в здравом уме, одетый, опрятный, мирный. Казалось бы, радость и ликование должны были наполнять их сердца. Но вместо этого их охватывает страх. Почему? Потому что цена этого чуда — их свиное стадо. Люди просят Христа уйти, ибо чудо оказалось слишком дорогим для них. Они не готовы платить из собственных средств за помощь ближнему. 

Такое может случаться и с нами. Порой мы можем предпочитать собственный комфорт и собственное благополучие так, что и встреча с Богом живым будет казаться нам ненужной, бессмысленной и слишком дорогой тратой. Ведь встреча с Богом всегда изменяет жизнь. А такие изменения всегда связаны с жертвой и уж точно с выходом из зоны комфорта. Как прежде, больше никогда не будет. 

И наконец, человек, обретший свободу, просит остаться со Христом, но Спаситель посылает его назад, к людям, чтобы он рассказывал о милости Божией. Богочеловек не закрывает дверь для жителей Гадаринской страны. Он дает им проповедника, бывшего одержимого человека, которого они боялись и избегали. Он был во тьме и обрел свет, он будет нести этот свет туда, где прежде царила тьма, проповедовать всем, кто его знал, что Бог способен освободить от самых тяжелых оков.

Это призыв и к нам, дорогие братья и сестры. Когда мы ощущаем на себе прикосновение Божией благодати, когда Господь освобождает нас от грехов и дарует нам новую жизнь, мы не можем хранить это в тайне. Мир вокруг нас полон людей, погруженных в страдания, запутавшихся в сетях собственных грехов и отчаяния. Они ищут надежду, ищут путь к освобождению. И именно мы можем стать для них теми, кто принесет в их жизнь весть о спасении. 

Пусть никакие земные привязанности, привычки или страхи не станут преградой между нами и Господом. Будем помнить, что призыв Божий — это приглашение к жизни в полноте, к радости, которая превосходит все земное. И если для этого нам нужно оставить что-то позади, то пусть это будет радостной жертвой ради обретения неизмеримо большего — единства с Богом и жизни вечной.

Пусть всепобеждающая сила Божией любви преобразит нас изнутри, наполнит наши сердца миром, который превыше всякого понимания, и радостью, которую ничто не сможет отнять. Пусть она даст нам мужество разорвать цепи, которые удерживают нас, преодолеть барьеры страха и сомнений. И тогда, обретя свободу и свет во Христе, мы станем источником этой свободы и света для других, изменяя не только свою жизнь, но и преображая мир вокруг нас силой Божией благодати.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 10 ноября 2024 года. 20-я Неделя по Пятидесятнице. Борисоглебский собор, Старица.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.