15.11.2020 | 

Бог любит нас безусловной любовью

В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос приходит в языческую страну Гадаринскую, где Его встречает человек, одержимый множеством бесов. Тот человек безумствовал, он ходил нагим и жил на кладбище. Господь изгнал из него демонов, которых оказалось огромное количество: «Имя мне легион» — так ответили демоны на вопрос Господа об их имени. Легион — это единица римской армии, численностью от двух до десяти тысяч солдат. Господь изгнал нечистых духов в стадо свиней, пасшихся неподалеку. И стадо это, обезумев, побежало и спрыгнуло в воды Генисаретского озера.

Господь пришёл в страну, совершенно отличающуюся от Израиля. В Израиле невозможно было увидеть свиней, ибо это нечистое животное. Этот человек, несчастный бесноватый, изгнанный из общества и живший на кладбище, был словно живым мертвецом. По меркам того времени, особенно для иудея, тот бесноватый существовал на самом дне жизни как в социальном, так и в религиозном аспектах: в нечистой стране, в нечистой местности, нагой, среди языческих мертвецов. И вот этого, последнего из последних, человека Господь исцеляет, говорит с ним, отправляет его с проповедью к своему народу: «Возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк 8:39). 

Но что же делают соплеменники этого человека, возможно, его родственники и бывшие друзья? Они не слишком радуются исцелению их соотечественника. Наоборот, они, скорее всего, расстроенные гибелью большого количества свиней, просят Христа удалиться от них. За исцеление и возвращение к жизни этого человека его общине пришлось заплатить цену, которую они платить были не готовы. Так бывает и с нами, и в светском обществе, и в Церкви, когда мы не готовы ради того, чтобы человек вернулся в общение церковное, поступиться хотя бы чем-то своим. Ведь всегда гораздо проще изгнать подальше с глаз, забыть человека, отстраниться максимально, лишь бы он не наносил душевных неудобств. Пусть даже его жизнь и для него самого стала бы невыносимой. 

Но не так поступает Бог. И мы, находящиеся в Его Церкви, должны помнить, что Церковь — не наша, а Его. Помнить, что Церковь — это не место, где мы будем успешны, окружены исключительно добрыми людьми, будем получать всё, что нам необходимо для жизни. Люди, находящиеся в Церкви давно, понимают, что чаще всего находиться в ней неудобно. В некоторые времена это может быть сопряжено ещё и с гонениями, насмешками, мучениями и даже смертью. Многие не получают просимого и не находят оправдания своим ожиданиям. Многие встречают в Церкви тяжёлых людей. Многие идут в Церковь как к источнику постоянных чудес — и не находят этих чудес. Многие встречаются с человеческой греховностью. И никто и никогда не находит в Церкви идеального сообщества. 

Да, всë это так. Но в Церковь и не нужно идти за этими вещами. Потому что, несмотря на всё это, в Церкви нас ждёт Христос. Несмотря на всё, в Церкви действует Живой Бог. Несмотря на то, какие мы сами, Господь с нами там, где мы собираемся во Имя Его. И не потому, что так получается само собой или таков закон, а потому, что Он Сам пообещал, что так будет, — это Его воля. И Он с нами, несмотря на всю нашу неправильность, греховность, непоследовательность, несмотря на всю нашу внутреннюю нечистоту. Он — Тот же самый, Который не считал неправильным исцелять и спасать человека, жившего на языческом кладбище, одержимого бесчисленным количеством демонов. Он — Тот, Кто посчитал, что это необходимо сделать даже несмотря на то, что Его тут же попросят уйти из их страны. 

И мы всегда должны с огромной благодарностью помнить о том, что не за наши заслуги, не за наш образ жизни, не за наши хорошие качества Бог любит нас. Но только потому, что Он благ, потому, что Он — любящий Отец, Который желает нашего спасения, как написал апостол Павел в послании к церкви Эфеса, прочитанном сегодня:

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф 2:4−7).

Аминь.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 15 ноября 2020 г. Неделя 23-я по Пятидесятнице, Евангельское чтение об исцелении гадаринского бесноватого (Лк 8:26–39). День памяти мучеников Акиндина, Пегасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста. Церковь в честь Пророка Иоанна Предтечи, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.