27.04.2021 | 

Бодрствование перед днём Господним

Во второй части беседы Господа с учениками на Елеонской горе Он говорил им о времени кончины мира, говорил притчами и поучал. И одна из произнесëнных Им притч, на которую особенно обращает внимание богослужебная традиция нашей Церкви в эти дни, — о десяти девах. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща. Недостоин же, его же обрящет унывающа», — поём мы в первые три дня Страстной седмицы. Песнь эта — аллюзия, поэтическая интерпретация на притчу о десяти девах. Основной акцент этой евангельской притчи сосредоточен в словах Христа, которыми Он подытоживает рассказ о девах: 

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф 25:13). 

Мы знаем другое название этой притчи — притча о неразумных девах, потому что Господь противопоставляет здесь мудрых дев девам неразумным. Получается, что бодрствование, о котором говорит Христос, завершая притчу, связано больше не со сном телесным, не с телесной немощью, но с какой-то душевной, может быть, даже умственной косностью, которая не позволила неразумным девам продумать свои действия наперёд, запастись елеем для встречи Жениха. 

И если мы ещё раз внимательно посмотрим на прочие притчи, которые сказал Господь на горе Елеонской ученикам уже в последние дни Своей жизни, то заметим, что говорит Он о некоем прагматизме, о некоем земном измерении, о сугубо человеческой способности продумывать каждый шаг свой, каждое своё действие и слово. Он не просто говорит, доверьтесь Богу и всё произойдёт само. Он учит притчей о хозяине дома, который бодрствует, подстерегая вора, желающего обокрасть дом. Он бы не бодрствовал, если бы знал, в какой час придёт вор. Учит притчей о благоразумном рабе, дающем рабам вовремя пищу. Он думает о приходе хозяина регулярно, а потому регулярно исполняет свои обязанности добросовестно. Учит, приводя в пример двух людей, которым господин дал таланты, но один их приумножил, второй закопал, не подумав наперёд, не поразмыслив, зачем ему эти таланты даны. 

И в конце концов Он говорит о последнем Суде. Но говорит о нём тоже приводя вполне земные определения: через Суд пройдут те, кто кормил голодных, обогревал замерзающих, помогал бедным и больным, посещал заключённых. Тут тоже мы не слышим ни слова о каких-то божественных озарениях, особенных состояниях духа, молитвословиях, жертвах, церемониях и духовных авторитетах. Он словно хочет сказать нам: не мечты, фантазии и какие-то наши собственные представления о мире помогут нам спастись, но наоборот, ум, применëнный к любви к Богу. Или иначе, любовь к Богу и ближним, которая реализуется при помощи ума в конкретных делах. 

Бодрствование, о котором поёт сегодня Церковь, — и есть такое состояние, когда человек способен не просто на эмоции, но и на некий расчёт, некое планирование конкретных действий для реализации своей любви. Подобно девам, которые не просто пришли на встречу с Женихом, увлечённые эмоциональным порывом, но запаслись маслом для светильников. Подобно мудрому человеку, который не просто спрятал деньги, которые ему дал господин, но из уважения и желания поблагодарить за доверие господина — вложил их в дело и вернул, умножив. Подобно верному и благоразумному рабу, который не из страха наказания, но из какой-то особенной внутренней ответственности даёт пищу работникам вовремя. Не потому, что он боится прихода хозяина своего, но потому, что в нём есть та самая разумность, та самая бодрость духа, которая подсказывает ему, что дело, на которое он поставлен, — нужно выполнять ответственно не из-за боязни наказания, но по любви. Любви, которая вдохновляет и позволяет думать наперёд — думать о том, как можно сделать ещё лучше ближним своим. Думать не о том, как бы не разгневался Господь, но о том, что стоит сделать для того, чтобы выразить свою к Нему благодарность и любовь. 

Господь завершил Свои слова на горе Елеонской так: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Конечно, ученики не знали. Хотя Он и говорил об этом много, но они не знали. Некоторые из них допускали, что так будет, но всё же надеялись, что Он этого не допустит. Он говорил им о бодрствовании, предупреждал о Своём страдании. И казалось бы, особенно внимая смыслу вот этих сегодняшних притч, они должны были бы подготовиться, продумать наперед всё то, что будет в ближайшие дни. Но не подготовились и не продумали.

Ученики не знали, что будет вскоре. Но мы знаем. И только в наших силах — провести эти дни в бодрствовании, всю жизнь свою устроив так, чтобы в эти дни быть с Господом, или поступить неразумно, в том смысле, который Господь вложил в нынешние притчи, и найти для себя отговорки, веские причины, случайные обстоятельства или что-либо другое, что поможет нам оправдать нежелание и неспособность к любви.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 27 апреля 2021 года. Великий Вторник. Вознесенский Оршин монастырь, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.