с 19.03.1918 еп. Полоцкий и Витебский;
с сент. 1918 врем. упр. Тверской епархией;
с 1919 еп. Тверской и Кашинский;
с 1922 архиеп.;
с 24.03.1924 митрополит;
с 15.06.1928 митр. Саратовский;
с 11.08.1933 митр. Казанский и Свияжский;
с 15.11.1936 на покое;
расстрелян: 2.12.1937.
Биография:
Серафим (Александров Дмитрий Александрович), митрополит Казанской и Свияжский.
Родился 19 октября 1867 года в Саратовской епархии.
Окончил Саратовскую духовную семинарию.
С сентября 1889 года — помощник Саратовского Епархиального Миссионера.
В 1890 году рукоположен во диакона.
В 1891 году посвящен во священника.
В 1894 году — Самарский епархиальный миссионер.
В марте 1909 года перешел в епархиальную службу, где определен священником Витебской Рынково-Воскресенско Церкви. В том же месяце назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории.
С 1910 года — противо-раскольнический миссионер Оренбургской епархии.
14 декабря 1914 года хиротонисан во епископа Кустанайского, викария Оренбургской епархии.
По рукописным данным, хиротонисанию совершали: епископ Мефодий Оренбургский с епископом викарием Дионисием в г. Оренбурге.
С 24 марта 1916 года — епископ Челябинский.
Участник Священного Собора 1917/1918 гг. В Москве. На котором был секретарем Соборного епископского совещания.
С 19 марта 1918 года — епископ Полоцкий и Витебский по сентябрь 1918 года.
С сентября 1918 года управлял Тверской епархией.
С 1919 года — епископ Тверской и Кашенский (правящий).
С 1920 года — член Священного Синода.
В 1922 году возведен в сан архиепископа.
С 18 мая 1927 года — постоянный член временного Патриаршего Священного Синода.
С 15 июня 1928 года — митрополит Саратовский.
1932-1933 гг. — участник зимней сессии.
С 11 августа 1933 года — митрополит Казанский и Свияжский.
26 декабря 1936 года награжден правом ношения креста за богослужением.
15 ноября 1936 года уволен на покой.
Митрополит Серафим принадлежал к числу тех архиереев, которые в сентябре 1923 года еще верили в возможность соединения с обновленцами. По благославлению Патриарха Тихона он, вместе с архиепископами Илларионом (Троицким) сделали последнюю попытку достигнуть примирения и вели переговоры с обновленческим митрополитом Евдокимом, а конце сентября 1923 года архиепископ Серафим на собрании двадцати семи епископов в Донском монастыре делал доклад о результатах переговоров. Результаты оказались неутешительными, — митрополит Евдоким требовал отказа Патриарха Тихона от управления, — и епископы большинством голосов (при закрытой баллотировке) провалили проект объединения с обновленцами. При этом, во время прений, епископ Амвросий (Полянский), с недоверием отметил, что докладчик называл вождя обновленцев — Высокопреосвященнейшим митрополитом. «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих Евдоким не митрополит, бывший архиепископ»- подчеркнул он.
Едва ли эта обмолвка архиепископа Серафима и его участие в переговорах о соединении означали его симпатии к обновленцам. По крайней мере, в конце доклада он выразил сожаление, что тут не присутствует уважаемый многими епископ Федор (Поддеевский), глава правых оппозиционеров — Данильцев, которому было послано приглашение. Значит, это была попытка примерить все и всех.
Впрочем у обновленцев(да и не у них одних). Создалось впечатление. Что он митрополит Серафим «не из фанатиков», т.е. что он относится к обновленчеству более снисходительно, чем большинство архипастырей. Но в 1925 году, во время попыток обновленцев завести переговоры о совместном созыве собора, им пришлось убедиться, что они ошиблись.
В начале июня 1925 года митрополит Серафим написал и разослал по Тверской епархии следующее послание, читанное, в частности в г. Кашине; «Ввиду того, что обновленческие самозваные архиереи рассылают всюду приглашения к миру и объединению и подготовке к собору, настоящим объявляю, чтобы духовенство не имело никакого решительно общения с обновленцами, так как они схизматики, они должны придти к нам с покаянием, причем прием каждого из них имеет быть рассматриваемым особо; и в зависимости от вины каждого кающегося, ему будет назначено тот или иное покаяние. Запрещаю в Кашине благочинные собрания без моего ведома».
Явившуюся к нему обновленческую делегацию с обращением Синода и архиепископа Игнатия, он принял любезно, но своей тактики не изменил; и если на епархиальном съезде в августе все-таки появилось несколько староцерковников, то это вопреки указаниям митрополита.
После собора, взволновавшего Тверское духовенство, митрополит Серафим усердно ездил по епархии, проводя усиленную борьбу против обновленчества. В ноябре 1925 года им был собран в Твери епархиальный съезд. Обновленческое епархиальное управление по этому поводу два воззвания к православному духовенству, в одном из которых просило допустить на съезд представителей их Синода.
В ответ на это на съезде выработали свое воззвание к обновленцам, призывая их покаяться и присоединится к православию. Это воззвание и было вручено обновленческому архиепископу Игнатию, когда он попытался проникнуть на съезд, «а от разговоров отклонились, «саботируя» присутствие обновленческого архиерея», — пишет проф. Титлинов.
Положение в епархии было тяжелое. «Ряд благочинных собраний и некоторые уездные съезды вырабатывали резолюции о необходимости присоединиться к Святейшему Синоду» и только авторитет митрополита Серафима удерживал епархию от нового раскола. Впрочем. Эти волнения не помешали собрать в пользу православного Епархиального Совета 25.000 рублей. Значит верующие не так стремились отойти то православия, как казалось обновленцам.
Работая в течение многих лет епархиальным противораскольничьим миссионером сначала в Самарской, а потом в Оренбургской епархии, митрополит, тогда еще о. Димитрий Александров составил пособие для проведения бесед с раскольниками разных толков.
Пособие составлено в виде отдельных бесед, с вопросами и ответами. Между православным и старообрядцем — беспоповцем, белокриницким-австрийцем, беспоповцем с их разновидностью — поморцами). Кроме обычных тем: может ли Церковь жить без епископа; о перстосложении, просфорах и прочих «новшествах», о священстве и другие, в сборнике есть беседы о тысячелетнем царстве и о том, придет ли апостол Иоанн Богослов перед концом мира , или нет.
Книга была настольной у священников — миссионеров Самарской епархии и являлась любимым их пособием ввиду ясности и четкости объяснений. Вероятно и сейчас в Куйбышеве есть священники — старожилы, помнящие название этой книги, а может быть, и имеющие ее.
[Родился в 1865 г., Ульяновская обл., Корсунский уезд, с. Никитино; русский; б/п;
Тверской митрополит Серафим.
Проживал: г. Рязань, ул. Трубежская, д. 24.
Арестован 26 августа 1926 г.
Приговорен: Коллегия ОГПУ 4 февраля 1928 г., обв.: обв.: ст. 58, п. 10 УК РСФСР.
Приговор: дело прекращено
Источник: Книга памяти Калининской обл.].
(Материалы сайта Русское православие)