Православный взгляд на воспитание детей
Предлагаем вниманию читателей нашего сайта опыт построения православной семьи, которым делится семейный психолог, православная мама и педагог Воскресной школы Знаменского прихода д. Савватьево Лилия Андреева.
Изучая науки, например одну из них — математику, я усвоила на всю жизнь, что любой пример или задачу можно решить. Для этого понадобится:
Так и в воспитании детей, мы с мужем руководствовались этой системой «изучения и внедрения».
Начать с себя
Вступив в брак, воцерковившись, мы обвенчались и, со рвением новоначальных, кинулись изучать правила построения христианской семьи, её иерархии, воспитания детей, устроения быта, и внедрять полученные знания в свою жизнь. В этом нам помогали священники и душеспасительные книги: Священное Писание, Евангелие, Деяния Святых Апостолов, жития Святых и другие.
Признаюсь, первые годы было очень трудно, ведь пришлось менять себя. Я девочка из СССР, из семьи — «ячейки общества», — где главным действующим лицом была моя мама. Соответственно я выросла с устойчивым убеждением, что женщина — глава семьи и лицо, отвечающее за принятие решений. Пришлось начинать с себя – работать над собой и своими привычками. В этом нелегком труде мне помогало чтение и советы Святых отцов, частое участие в церковных Таинствах.
О внедрении иерархии
Первое, что мы с мужем стали внедрять в нашу семью, — семейную иерархию. Муж — это образ Христа в семье, по слову Апостола: «всякому мужу глава Христос, а жене — глава муж» (1 Кор. 11:3). Он на первом месте, и, как глава семьи, слушается Господа, управляет, несёт ответственность, принимает решения, зарабатывает деньги, устанавливает правила.
Жена на втором месте – слушается мужа, следит за домом, поддерживает, помогает, воспитывает детей. На третьем и последующих местах – дети, их обязанность — слушаться родителей.
Поддерживая эту систему в течение нескольких лет, мы с мужем почувствовали то, о чем так много говорят и пишут, о чем мечтает каждый человек: «Мой дом – моя крепость!».
«Спасительная» система правил
Вторым пунктом практического применения изученного стала система воспитания детей, построенная нами на основе заповедей Божьих. Процесс её построения был творческим, увлекательным и трудным. Мы с супругом многое обсуждали, предлагали каждый свои идеи, видение, используя и опыт прожитых лет. Обобщая все наши труды и деланья, построили единую систему правил для всей семьи.
Эти правила мы подробно объясняли детям, чтобы они знали, что можно, а что нельзя. Своим примером показывали, как эти правила работают, помогали детям привыкнуть к ним, формируя, таким образом, полезные навыки и привычки. По мере взросления детей, правила, конечно, менялись, дорабатывались, корректировались, но всегда с объяснением «почему и зачем?».
Поэтому с появлением в нашей семье, третьего, четвертого и пятого ребенка, хлопот не прибавлялось. Все члены семьи, от мала до велика, знали иерархию и нашу, как мы ее называем, «спасительную» систему правил.
Не панацея
Сегодня в нашей семье двое взрослых детей и трое подростков. Изучив книги по педагогике, где подробно рассматриваются возрастные психологические особенности подростков, прочитав творения Святых отцов о воспитании детей разных возрастов, вспомнив наш не всегда положительный опыт (мы тоже были подростками), мы с мужем в очередной раз скорректировали свод наших правил. Семейная иерархия и участие в Таинствах Церкви всегда остаются неизменными.
Так и движемся по жизни, помогая и поддерживая друг друга, уповая на Господа и веря во спасение!
От редакции
Система правил у каждой отдельной семьи, конечно, должна быть своя. Панацеи от всех проблем просто не существует. Семья всегда ценна своими традициями и обычаями, которые служат необходимыми «скрепами» малой домашней церкви. Что можно посоветовать нашим дорогим православным семьям? Любите свою семью, она у каждого уникальна, как уникальна личность каждого сотворенного Богом человека.
Лилия Андреева, педагог Воскресной школы Знаменского прихода д. Савватьево