18.11.2021 | Фаддеевские чтения

Секуляризация современного мира: взгляд преподобного Паисия Святогорца

«Секуляриза́ция (от лат. saecularis — светский) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм». Таково современное объяснение секуляризации в современном мире.

До конца XX века в русском языке термин «секуляризация» был традиционно историческим и описывал процесс экспроприации церковных земельных владений в пользу государства, который в России практически закончился в XVIII веке, см. Секуляризация (история).

Духовники православной Церкви, видят секуляризацию не только в снижении роли Церкви в обществе, но и вообще, в снижении роли веры в личной жизни каждого человека.

Преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис), один из виднейших духовников века имел свою особенную, часто безкомпромисную точку зрения на секуляризацию современного общества. Конечно, он мог ее выражать, потому что делал это только из огромной любви к людям и преданности Православному учению. При всей своей строгости и бескомпромиссности Паисий Святогорец был чужд морализма и пиетизма. Все что он делал было исполнено любви к Богу. Он ничего не требовал от Христа, ничего для себя не просил, а хотел только одного: не расстраивать Господа. И стремился к этому каждый день, прилагая все свои силы». Протоиерей Тимофей Фетисов в своей статье о наследии старца отмечает: «причина, по которой преп. Паисий так много и так заостренно говорит о проблемах богословия, продиктована его болью и любовью к современному человеку, который страдает в том числе от того, что не получает должного духовного лекарства, поскольку обращенное к нему проповедническое «слово сказанное от интеллекта, не изменяет души».

Важно заострить внимание на этой мысли, самое точное попадание в духовные нужды человека всегда происходит, когда пастырь обращается от сердца к сердцу, из глубины своего духовного опыта, простые интеллектуальные выкладки и логические доказательства зачастую ничего не дают.

Призыв Христа: «Бодрствуйте!» – обращен отнюдь не только к апостолам, но ко всем нам. Учение старца есть учение о том, как оставаться в этом мире человеком, христианином, не утратившим Божественного достоинства. Жизнь, если человек отважится строить ее на камне веры Христовой, по Евангелию, не может согласоваться с жизнью века сего, когда каменные стены воздвигаются на песке. Вот что Паисий говорит о положении человека в современном мире: «Человеческие удобства перешли всякие границы и поэтому превратились в трудности. Умножились машины – умножились хлопоты. Машины и железки уже командуют человеком, превратив в машину его самого. Поэтому сердца людей и стали железными. При всех существующих технических средствах остается невозделанной совесть человека».

Чтобы стать в этом мире настоящим христианином, надо отказаться от обычной человеческой логики, а все потому, что любовь, альтруизм милосердие, кротость и прочие христианские добродетели по своему содержанию абсолютно иррациональны, они не дают никакой материальной пользы их носителю. На мирской взгляд многие действия и реакции подвизающегося христианина могут показаться, мягко говоря, странными. В какой-то мере каждый православный христианин по отношению к миру сему – инок и юродивый, а иногда кажется и совершенно сумасшедшим, в силу своего несовпадения с «насущными» устремлениями мира. Интересно, что подвиг юродства старец именует Божественным безумствованием.

Для преподобного Паисия это размягчении воли человека, его духовных сил, замыливание духовного взора, затуманивание образа Христа. Этому способоствует комфорт, низшие стремления. «Кто сегодня заботится о других? Никто. Только о себе. За это мы дадим ответ. Поэтому перед Богом, Который ест Любовь, мы ответим за это равнодушие». Много говорил преподобный и последствиях такого положения дел, он считал, что вследствие секуляризации случается и угнетение способностей человека, например гвоорил: Люди становятся похожими на роботов. Теряют способность к суждению. Через несколько лет рассуждать смогут только те, чья профессия связана с исследованием. Остальные станут как машины.

Христианам в это мире преподобный советует «Быть мужественным – значит иметь героизм и храбрость внутри. Люди, ставшие великими (герои), имели большое сердце и доблесть. Мужество – это всецелое доверительное посвящение себя Богу. Если кто-то тебе скажет что-то дурное – ничего страшного. Сразу вспоминай сколько раз ты сам грешил и ошибался. Сносить обиды и несправедливость – вот настоящее мужество».

Хвалил и отмечал преподобный стремление власть предержащих к духовным делам, он отмечал: «Византийские императоры сделали великий дар Богу и людям, построив столько монастырей. В православных обителях люди находили как духовную, так и материальную пищу». Это наиболее актуально и современном мире, его секуляризация начинается в душах людей, пронизывает в конце концов законы, общественные порядки и устои, коммерческие и социальные взаимоотношения людей. Соответственно и возращать мир к ведению Бога нужно во всех слоях и сферах, насколько это возможно. И начинать нужно, конечно, с своего внутреннего состояния и через это быть добрым примером для окружающих. Как говорит старец Паисий Святогорец: «Нынешние люди устали; грехом и эгоизмом они доведены до одурения и помрачения. Поэтому сейчас – больше чем в какую-либо другую эпоху – мы испытываем необходимость в хороших и опытных духовниках, которые просто и с непритворной любовью будут относиться к людям и с рассуждением их окормлять, чтобы те умиротворились».

И для этого стоит быть мужественным: Живя духовно, даже малодушный и трусливый человек может стать очень мужественным, если только предаст всего себя Христу и будет полагаться лишь на помощь Божию. Он сможет даже отправиться на войну и одержать победу. Те же безумцы, которые пытаются причинить людям вред, в душе трепещут, даже если они смелые люди, потому что подспудно они ощущают свою вину и опираются только на собственную злобу. Человек, близкий к Богу, черпает в Нем силы, к тому же на его стороне правда.

Итак, если мы говорим о секуляризации современного человека мы можем увидеть несколько аспектов, которые затрагиваются в наследии преплдлбного Паисия Святогорца: необходимо нам настраивать свою духовную жизнь, быть добрым примером для окружающих, говорить с людьми от своего сердца, быть мужественными во Христе, не забывать о социальном окружении человека, понимать, как действует власть, просвещать и ее.

В заключение хотелось бы отметить, что слова и поучения, сказанные преподобным Паисием Святогорцем актуальны и по сей день, они выражают богатый духовный пастырский опыт, чрезвычайно просто и мудро им описанный. Вследствие этого, обращение к этому кладезю духовной мудрости может стать очень полезным для пастыря в современном секулярном мире.

Иеромонах Филарет (Воронцев), настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Кузьминское 2-го Калининского благочиния Тверской епархии.

Список источников и литературы

  1. Наследие преподобного Паисия Святогорца: // URL: http://agionoros.ru/docs/2809.html#sdfootnote16sym. (Дата обращения: 03.11.2021).
  2. Образы богослова и пастыря в духовном наследии прп. Паисия Святогорца. Т. Фетисов, протоиер.: // URL: https://pravoslavie.ru/111343.html. (Дата обращения: 04.11.2021).
  3. Рассуждение Паисия Святогорца о духовной жизни. .: // URL: http://hramhabarskoe.ru/index.php/ortho/orthodox/82-rassujdenie-paisia. (Дата обращения: 04.11.2021).
  4. Рассуждения Паисия Святогорца о современной жизни. .: // URL:  http://georgievka.cerkov.ru/2021/01/13/protoierej-vladimir-dolgix-rassuzhdeniya-prepodobnogo-paisiya-svyatogorca-o-sovremennoj-zhizni/. (Дата обращения: 04.11.2021).
  5. Паисий Святогорец, прп. Слова: в 5-и т. – М.: Святая Гора, 2005. – Т.III. – С.303.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.