11.11.2021 | Богословие

Слово о внутренней свободе

Хотя наша встреча сегодня проходит в рамках конференции, мне бы хотелось использовать эту возможность для того, чтобы обратиться к вам прежде всего с пастырским словом, постараться дать кому-то надежду и желание изменить жизнь к лучшему. Мне не хотелось бы, чтобы эта беседа стала формальностью, ведь у нас не так много возможностей встретиться и поговорить.

Хочу рассказать о трех вещах: о вере, о свободе и о Церкви. 

Так получилось, что вы оказались лишены свободы. Это произошло по различным причинам. Но тем не менее это не последняя глава ваших жизней. Следующие, я надеюсь и верю, будут светлее, положительнее и продуктивнее. Сложные перемены в своей жизни, действия, способные изменить прошлое, загладить прошлую вину, возможны только при наличии твердого внутреннего стержня. Это тяжело, поскольку порой мы, даже полные решимости исправиться и всё изменить в один момент своей жизни, в другой ее момент уже так не думаем, прежние наши поступки уже не кажутся серьезными грехами, и мы уже не так резко относимся к возможности их повторить.

Для того чтобы приобрести внутреннюю силу противостоять искушениям такого рода, безусловно, необходима высшая цель. Для верующего человека такой целью являются взаимоотношения с Богом. Отношения, ради которых хочется измениться и более никогда не оскорблять Того, Кто в нас верит, Того, Кто нас прощает, Того, Кто дарует нам свободу в самом высшем понимании этого слова. Поэтому, пожалуй, только сильная вера и вытекающая из нее крепкая любовь способны исправить каждого из нас.

Ведь мы все преступники в том или ином смысле. Кто-то преступает закон человеческий, закон государства — если это преступление оценивается определенным образом, то такой человек попадает в места лишения свободы для исправления. Кто-то, преступая, избегает этой ответственности. Кто-то старается вовсе никогда в жизни своей не допускать серьезных нарушений общественных правил. Но точно все мы преступаем закон Божий, и за это мы не несем ответственности в виде лишения свободы в местах лишения свободы. Мы сами себя в таком случае лишаем этой свободы в более серьезном смысле: лишаем себя внутренней свободы, той, которую дает нам Бог, добровольно отказываясь от нее.

Не хочу уходить глубоко в богословие, скажу только, что православная аскетика учит тому, что всякий грех, повторяемый из раза в раз, становится страстью. А страсти порабощают человека. И такая несвобода, зависимость от страстей, невозможность справиться самому с собой, есть крайняя степень несвободы, куда более худшая, чем заключение в тюрьму. В тюрьме можно стать святым, и многие святые совершили свой подвиг будучи заключенными. Но будучи заключенным в узы собственной греховности стать святым невозможно.

А потому я и хочу сегодня поговорить о внутренней свободе, об освобождении от страстей, о стремлении к святости, которой может достичь каждый из нас, несмотря на все наши преступления, прегрешения, падения и проступки. Находясь в заключении, в месте стесненном, вы можете быть гораздо ближе к Богу, чем мы, находящиеся в более комфортных обстоятельствах. Однажды Христос рассказал собравшимся притчу о Страшном суде, о том, по каким критериям Он будет судить людей в последний час. И в этой притче Он сказал: «Если вы не посещали и не утешали находящихся в темнице, то есть заключенных, — то вы Меня не посетили и не утешили». В этой же притче Он сказал, что Он — в каждом нуждающемся, заключенном, голодном, обездоленном, страдающем. А потому Он и с каждым из вас сейчас, стоит только это понять и протянуть руку в ответ на протянутую Им руку.

Еще одно очень важное размышление — о том, что вы стеснены обстоятельствами и стеснены физически. Ваш мир словно бы заканчивается на ваших глазах, будучи умещен в границы камеры или тюремного двора. И всё это — вопреки вашей воле. Это довольно сложно, я уверен. Когда вы чувствуете это и чувствуете, как это на вас давит, попытайтесь понять, что для изменения жизни, для изменения себя самого не нужно ждать времени освобождения из-под стражи. Жизнь не тогда изменится, вы в силах поменять всё уже сейчас, потому что наша жизнь — это не наше прошлое и тем более не наше будущее, будет ли которое вообще неизвестно. Жизнь каждого человека — только нынешнее мгновение. И вот это мгновение может открыть вам врата в пространство внутренней свободы. 

Именно этот, каждый момент настоящего вы можете использовать для своей духовной жизни. Ваше прошлое может страшить и лежать на плечах тяжелым бременем. Будущее может страшить своей неизвестностью. Всё это потому, что две этих переменных — прошлое и будущее — совершенно не зависят от нас. Мы не можем, к сожалению, изменить собственного прошлого, это не в наших силах. Мы не можем изменить и нашего будущего, как-то повлиять на него более или менее серьезно. Единственное, что можем мы, — изменить собственное настоящее. И именно из блоков такого, измененного к лучшему настоящего и складывается строение нашей жизни. 

А как изменить настоящее так, чтобы посвятить его Богу и тем самым такими маленькими шажками посвятить Ему и всю жизнь свою? Во-первых, это, конечно, молитва, разговор с Богом. В молитве Богу мы соприкасаемся с Его Божественной сущностью, Его Бесконечностью и Его любовью. Молитва — это разговор, а в разговоре всегда более одного участника. Разговор это совместное действие, со-действие. И когда этот разговор происходит с Богом, то второй участник этого общения — Творец мира, Который всегда слышит нас, хотя и не всегда дает прямой ответ или исполнение просимого. И находясь в совместном действии с Творцом, мы становимся причастными и Его бесконечности, и Его свободе в самом высшем смысле этого слова, и Его любви. Поэтому старайтесь всякое время — время отдыха ли, время работы, время обязательных мероприятий — обогащать своим воздыханием к Богу, тогда вы увидите, как много переменится в вашем настоящем.

Еще одно немаловажное дело — соблюдение Его заповедей, и прежде всего — заповеди любви. Да, нам немощным, любить всех, а особенно любить тех, кто делает нам плохо, — чрезвычайно трудно. Но даже если не получается любить — то стоит стараться поступать с другими так, как будто их любишь. Здесь нужно пояснить, о какой  любви идет речь! Если мы разберем слова, употребляемые в Священном Писании в отношении любви, то поймем, что речь идет о том, чтобы не воздавать злом за зло, не быть злопамятными, не делать плохого человеку. Не более того. Из этой заповеди любви, по слову Христа, происходят все прочие заповеди. И это действительно так, ведь если мы поступаем по отношению к другим по любви — то не станем сами их обижать, обманывать, делать им каким-либо иным образом больно. 

Стараясь исполнять две эти вещи, простые, делать их сейчас — вы увидите и удивитесь, как скоро ваш внутренний мир придет в покой. Ведь свобода — это не просто не быть ограниченным физически, свобода — дар внутреннего мира, позволяющий жить совершенно иначе. Внешние стеснения могут быть и более сложного порядка, но и они преодолеваются внутренней свободой. Я знаю одного человека из Австралии, он приезжал в Санкт-Петербург в то время, когда я был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Этот человек родился без рук и без ног, то есть в определенном смысле он родился обреченным на несвободу и крайнюю зависимость от других людей. Но он нашел в себе колоссальные силы, прежде всего благодаря вере во Христа, чтобы преодолеть внешнюю несвободу этой внутренней свободой. Его вера в Бога и оптимизм позволяют ему и сегодня собирать огромные аудитории людей по всему миру, которых он утешает и вдохновляет, заряжает оптимизмом, дарит им надежду на жизнь. И я всякий раз, думая о нем, ловлю себя на мысли о том, что, казалось бы, у нас есть полноценный организм, есть руки и ноги, есть кое-какие возможности, но мы почему-то всё равно достаточно часто чувствуем себя ущемленными, хотя наше счастье буквально в наших руках — во всех смыслах этого слова.

Я хочу пожелать всем вам христианского оптимизма, способного дать силы начать новую жизнь уже прямо сейчас. Желаю вам преодолеть все трудности вашего пути, выйти на свободу и продолжить нормальную жизнь, фундамент которой вы можете настраивать уже сегодня и каждый день, с Божией помощью. 

Еще я хотел бы обратиться к сотрудникам исправительных учреждений. Ваша профессия не из легких. Она требует колоссального напряжения сил, нервов, риска. Она требует быть справедливым и подчас жестким. При всех необходимых, согласно закону, обязанностях, никто из нас не должен забывать, что всякий человек — образ Божий и подобие Божие. Христос — в каждом человеке, в каждом заключенном. Это Он Сам сказал. 

Мы все способны оступиться. И более того, как я уже говорил, мы все довольно часто становимся преступниками по отношению к Закону Божиему, который превыше всякого человеческого закона. И тем не менее Он относится к нам милостивно, с большой любовью показывая нам путь к исправлению. Никто из нас не лучше другого. Мы должны помогать друг другу стать лучше. 

Наверное, многие из вас знают, что Тверская епархия вместе с руководством УФСИН по Тверской области запустили акцию «Чистая вода». В местах лишения свободы на благотворительные средства устанавливаются фильтры для очистки воды, чтобы заключенные могли пить воду без вреда для здоровья. Не секрет, что природная вода в Тверской области со многими примесями, переизбытком разных элементов, и по Тверской области мы изыскиваем возможности решить в местах заключенич проблему чистой воды. 

На сотрудников УФСИН возложена государственная обязанность по поддержанию режима и порядка заключения ваших подопечных, и регламенты требуют быть достаточно жесткими, в том числе для безопасности, однако в исполнении этих безусловно важных вещей, конечно, никто не должен забывать о том, что Христос пострадал на Кресте за всех людей и за каждого в отдельности. По собственному слову Христа, Он пришел пострадать и умереть не для того, чтобы помочь праведникам, но для того, чтобы грешников призвать к покаянию, то есть к изменениям. И этих изменений к лучшему я желаю каждому из нас. 

У святителя Афанасия (Сахарова) есть такие слова: «Молитва всех нас спасет». Я желаю всем деятельной молитвы и евангельского отношения друг к другу. 

Божией помощи всем вам!

Амвросий, митрополит Тверской и Кашинский

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.