Приветственное слово митрополита Тверского и Кашинского АМВРОСИЯ на Всероссийском форуме, организованном в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом
(Тверской ГМУ Минздрава России, 4 сентября 2023 г.)
Уважаемая Леся Васильевна!
Уважаемые участники форума, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую вас и благодарю за возможность поделиться своими размышлениями с вами на нынешнем форуме. Хотел бы поблагодарить всех организаторов этого важного мероприятия.
Церковь в лице иерархов и священнослужителей неоднократно указывала на недопустимость террористических проявлений. Перед нами, христианами, стоит задача противостоять экстремизму и крайнему его проявлению — терроризму.
Терроризм — сложное социально-политическое явление, в основе которого лежит спектр противоречий и экстремистская террористическая идеология; при этом существуют структуры, обеспечивающие проведение террористических действий.
За последние 20 лет международный терроризм изменился: всё большее количество террористических группировок стало ссылаться на религиозные верования как на источник легитимности своих действий, в результате чего, по словам одного из исследователей, «терроризм во имя религии стал господствующей моделью политического насилия в современном мире» [1]. Религиозно мотивированный терроризм является самым опасным течением в международном терроризме, поскольку он произвольно толкует догматы религии с целью внушить своим адептам, будто совершение насильственных действий «санкционировано» Самим Богом.
За религиозной риторикой современных террористических группировок зачастую скрываются такие мотивы их деятельности, как национализм, политическая идеология и страсть к наживе. Согласно христианским представлениям терроризм формируется не религией, а человеческими страстями, религиозной необразованностью, вплоть до невежества, «ревностью не по разуму» и стремлением отдельных групп и организаций использовать эти факторы в своей преступной деятельности.
Церковь категорически и в любых формах отвергает терроризм, пытающийся обосновать свои действия спекуляциями на религиозной почве.
Важная тема, на которую хотелось бы обратить внимание, — гонения на христиан как проявление терроризма.
Зачастую терроризм оборачивается против тех религий, которые отказываются потакать экстремистскому мировоззрению террористов. В настоящее время самой гонимой религией в мире является христианство: в 2020 г. более 340 миллионов христиан проживали в регионах, где христианство подвергается преследованиям. В том же году от рук террористов погибло около пяти тысяч верующих во Христа, разрушено не менее 4,5 тысяч церквей, более 4 тысяч христиан подверглись незаконным арестам и пыткам. Прикрывающиеся религиозными идеями экстремизм и терроризм стали одной из основных причин этого явления.
Русская Православная Церковь, следуя своей исторической миссии, выражает солидарность с христианами, подвергающимися дискриминации, преследованиям и насилию, сопереживая их страданиям и лишениям, и выступает за активные действия религиозных и политических лидеров по искоренению насилия.
Участие Церкви в противодействии экстремизму и терроризму
Православная Церковь может противодействовать экстремизму и терроризму на этапе их профилактики и в преодолении их последствий. При этом Церковь не ставит перед собой задачу подменить государственные и общественные институты, вовлеченные в данный процесс.
Можно выделить три основных направления в противодействии Православной Церкви экстремизму и терроризму.
Во-первых, свидетельство Церкви о Боге как любви и связанная с этим практика духовного воспитания у верующих любви и уважения к любому человеку, т.к. любой является носителем образа Божия. В этом отношении каждый православный приход призван быть форпостом борьбы с экстремизмом. Правильное устроение общинной приходской жизни, организованное вокруг Таинства Святого Причастия и высшей ценности жертвенной любви к Богу и ближним, преодолевает эгоистический индивидуализм взаимным смирением, несением «тягот друг друга» (Гал 6:12), способствует оздоровлению общественной атмосферы и не оставляет места порождающей экстремизм гордыне.
Во-вторых, деятельность Церкви по духовному просвещению и религиозному образованию.
Как показывает практика, ни материальный достаток, ни уровень светского образования, ни социальное положение не являются определяющими факторами в отношении восприятия экстремистских идей. Чтобы победить болезнь экстремизма, надо не только бороться с ее симптомами, но и укреплять духовный иммунитет общества, уделяя особое внимание выстраиванию системы религиозного образования и массового духовного просвещения, прививая обществу христианские представления о высшей ценности человеческой жизни, достоинства, свободы, любви к ближнему, призывая к решению на этой основе социальных проблем, способствующих распространению экстремистских идей.
Одна из основных причин распространения экстремистских идей — низкая религиозная культура. Экстремизм процветает на почве духовного невежества. Системная профилактика распространения экстремистских идей среди молодежи возможна только через образовательный и воспитательный процесс. В решении данного вопроса необходимо тесное сотрудничество как светских, так и религиозных организаций, направленное в том числе на подготовку специалистов, способных решать насущные задачи в области церковно-государственных и государственно-религиозных отношений, — пастырей, ученых, преподавателей высшей и средней школы, катехизаторов, экспертов.
В этом отношении следует подчеркнуть значение и возможности курса основ православной культуры в школах. На уроках этого курса ученики должны знакомиться с лучшими проявлениями нашей культуры, основой которой является Православие, — неразрывно связанными с мирным духом христианского вероучения.
Важная роль в решении этого вопроса принадлежит развитию теологического образования. Углубленное изучение основ веры, религиозной традиции, культуры и истории способствует преемственности в области образовательных и научных подходов, выработанных традиционными религиями в условиях их мирного сосуществования.
В-третьих, это долгосрочное взаимодействие Церкви с представителями как традиционных конфессий, так и различных общественных организаций и государственных структур.
В целях профилактики и противодействия распространению экстремистских идей среди верующих и сочувствующих религиозные организации выполняют важную социальную функцию окормления и просвещения лиц, находящихся в местах заключения. В условиях постоянной изоляции в осознании необходимости возвращения в социум по окончании срока создается специфическая среда для переоценки ценностей, укрепления или обретения веры, поиска единомышленников. В этой ситуации государству крайне необходима поддержка от культурообразующих, традиционных религий на основе активного взаимодействия с вооруженными силами и правоохранительными органами.
Таким образом, согласно православному пониманию в основе экстремизма и крайнего его проявления — терроризма лежит, во-первых, духовная страсть гордыни, носитель которой стремится к самоутверждению по отношению к окружающим, к полному подчинению их себе вплоть до господства над ними, а во-вторых — религиозное невежество.
Церковь констатирует полную несовместимость экстремизма с христианским учением о Боге как Любви и следующей из этого учения заповеди для каждого верующего любить своего ближнего. Церковь предлагает своим членам путь духовного делания с целью воспитать в себе любовь, милосердие и снисходительность к окружающим людям. Этот путь заключается в добродетельной жизни христианина на конкретном приходе — через окормление у духовника, через участие в Таинствах Покаяния и Причастия, через участие в общей жизни прихода, через опыт собственной аскезы. Развитие приходской общинной жизни, создавая условия для полноценной христианской жизни, способствуя оздоровлению общественной атмосферы, является важным элементом профилактики экстремизма.
Церковь стремится к распространению мира и согласия в обществе путем духовного и религиозного просвещения и образования, а также через взаимодействие с общественными организациями и государственными структурами в деле профилактики экстремизма и терроризма.
В завершение хотел бы сказать о том, что в течение последних лет Русская Православная Церковь обсуждает подготовку фундаментального документа об отношении к экстремизму и терроризму. Документ будет принят соборным разумом нашей Церкви, что свидетельствует о важности и одновременно сложности темы и реакции Церкви на крайне опасные явления современного мира.
Благодарю за внимание.
[1] Martin G. Understanding Terrorism: Challenges, Perspectives, and Issues. L., 2006. P. 183.