01.11.2023 | Образование

Михаил Витальевич Шкаровский. Церковное служение священномученика епископа Григория (Лебедева) в 1920 – 1930 годы

Епископ Григорий (в миру Александр Алексеевич Лебе­дев) родился в г. Коломна Московской губернии 12/24 ноября 1878 г. в семье священника Коломенского Успен­ского Брусенского женского монастыря и был двоюродным братом архиепископа Товии (Остроумова). Начальное образование Александр получил в Ко­ломенском Духовном училище, где обнаружились его блестящие способности. В 1898 г. юноша окончил Коломенскую семинарию и решил готовиться к экзаменам в Московскую Духовную Академию. Успешно выдержав всту­пительные экзамены, он был в 1899 г. принят в число студентов Академии, окончив ее в 1903 г. по первому разряду со степенью кандидата богословия.

Летом 1903 г. А.А. Лебе­дев был назначен преподава­телем гомилетики и литургики в Симбирской семинарии. Проработав в Симбирске четыре года, он почувствовал тягу к более углубленным занятиям богословием, и с этой целью переехал в Москву, где с 1907 г. стал преподавать в Кадетском корпусе и в 3-й гимназии, а позже — в Николаевском Сиротском институте. Вскоре Лебедев занял место инспектора этого института. В 1918 г. Сиротский институт был преобразо­ван в 165-ю трудовую колонию II ступени, которой А. Лебедев некоторое время руководил, затем в 1919 г. оставил педагогическую деятельность, поступив на место заведующего почтовым сектором Главного лесного комитета. Однако природная религиоз­ность склоняла его к иному пути, и в конце 1920 г. он, оста­вив гражданскую службу, поступил в Смоленскую Зосимовскую пустынь Владимирской губ. Здесь в начале января 1921 г. епископ Варфоломей (Ремов) постриг его в монахи с именем Григория. Дальнейшее послушание с лета 1921 г. он нес в Московском Свято-Даниловом монастыре у епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского). В обители инок Григорий был посвящен во иеродиакона, иеромонаха, а в 1923 г. стал ризничим с посвящением в сан архимандрита.

Три года, проведенные в Даниловом монастыре, были наилучшей подготов­кой к епископскому служению. И когда понадобилось избрать епископа на викарную Шлиссельбургскую кафедру Петроградской епархии, где нужен был строго церковный и высокообразо­ванный кандидат, выбор пал на архим. Григо­рия. 14 ноября Патриарх Тихон написал на послании управляющего епархией еп. Мануила (Лемешевского) резолюцию о назначении на Шлиссельбургскую кафедру архим. Григория (Лебедева) с поручением ему исполнять обязанности наместника Александро-Невской Лавры. 19 ноября/2 декабря 1923 г. Первосвятитель с любовью совер­шил его хиротонию в Москве. В памяти современников остались знаменательные слова Патриарха при на­значении нового архиерея: «Посылаю вам жемчужину». Вскоре Владыка Григорий прибыл в Петроград.

Его служение началось в нелегкое для Церкви время. В борьбе с об­новленчеством требовалось сохранить чистоту Пра­вославия. Исполняя эту миссию, еп. Григорий был на высоте своего святительского служения. Проникновенные, благоговейные службы и бле­стящий дар проповедника снискали ему огромную популярность и глубокую любовь паствы. При этом он был тверд и непоколебим, отстаивая чистоту Православия, и требовал от своих пасомых строгого выполнения всех церковных уставов и постановлений.

Владыка был замечательным проповедником-импровизатором, одним из самых любимых в народе во время служения епископом в северной столице в 1923-1928 гг. В блестящих проповедях раскрывалось богатство его души. Епископ собирал свои проповеди в машинописный сборник, и многочисленные почитатели распространяли их. Значительная часть этих проповедей сохранилась и была опубликована в 1980-1990-е гг. Наряду с покоями в Лавре, еп. Григорию была выделе­на квартира в одном из домов на нынешней пл. Алек­сандра Невского. Здесь за чашкой чая Владыка часто беседовал с духовниками ар­химандритом Сергием (Бирюковым) и преподобным иеросхимонахом Серафимом (Муравьевым). В доме Владыки бывали известные петроградские ученые богословы, профессора-протоиереи: Н.В. Чепурин, А.В. Петровский, Н.К. Чуков и М.П. Чельцов.

15 декабря 1923 г. состоялось первое заседание Духовного Собора Лавры под руководством еп. Григория. Собор принял два предложения Владыки: ввести в богослужения чтение кратких поучений и завести благочиннический журнал для записи постановлений, касающихся братии. В декабре епископ Григорий провел в Лавре и два собрания братии. На первом Владыка познакомился с каждым из насельников и благословил их. Второе собрание было посвящено вопросам проведения богослужений и уплаты налогов. Наместник обратился к насельникам с архипастырским наставлением, напомнил им о монашеских обязанностях, обетах и призвал показать народу свое усердие в служении Богу.

Понимая, что Лавра занимает важнейшее место в церковной жизни города, власти попытались путем репрессий ослабить позиции сторонников Патриарха Тихона в обители. 23 ноября/6 декабря 1924 г. в субботу торжественно отмечался праздник Лавры. Раннюю литургию, на которой было много народу, служил Владыка Григорий. Но, неожиданно, к 11 часам утра в здание ГПУ были затребованы сам наместник и 6 человек из братии. Там еп. Григория и двух насельников арестовали по обвинению в невнесении арендной платы за используемые помещения обители, неуплате налогов и продаже части лаврской ризницы для устроения братии. 8 декабря было арестовано еще несколько человек.

Расследование «лаврского дела» продолжалось больше года. Такой срок держать под арестом задержанных насельников оказалось невозможно и весной 1925 г., их выпустили под подписку о невыезде. Владыка Григорий вышел на свободу 17 апреля 1925 г. 25 июля в «Красной газете» появилась заметка «Таинства Невской Лавры», в которой говорилось, что дело скоро будет слушаться в городском суде, и на скамье подсудимых оказалось 14 священнослужителей и руководителей «двадцатки» во главе с «епископом Лебедевым».

Но суть дела заключалась не в разоблачении экономических злоупотреблений, задолго до окончания следствия Президиум Ленгубисполкома уже вынес то решение, ради которого все и затевалось – о передаче обновленческой «двадцатке» большинства действующих храмов обители. Более того, понимая, что обновленческая «двадцатка» сопротивляться не будет, губернский административный отдел 10 сентября 1925 г. предложил городскому руководству изъять епископские облачения и ценные оклады с икон, переданные по договору новому приходскому совету, и Президиум Ленгубисполкома 10 октября принял соответствующее постановление. Так завершилось реальное разграбление обители.

Тех же, кто наоборот спасал ценности Лавры, пряча их от изъятия и возможного последующего уничтожения, осудили. 5 марта 1926 г. состоялся приговор Ленинградского губернского суда по делу «двадцатки и попов в Александро-Невской Лавре». Архимандриты Иоасаф (Журманов), Алексий (Терешихин) и пять членов прежнего приходского совета были признаны виновными в укрывательстве от налогов, кражах церковного имущества и приговорены к одному году заключения. К такому же сроку приговорили признанных виновными в укрывательстве от налогов («недонесении о неплатеже налогов служителями культов») еп. Григория и еще пять человек.  Ввиду первой судимости суд понизил наказание еп. Григорию и некоторым другим насельникам до трех месяцев заключения. Осужденным зачли срок предварительного заключения, и поэтому многие из них вновь арестованы не были.[7] Так, поскольку епископ Григорий в декабре 1924 – апреле 1925 гг. уже находился в тюрьме, он остался на свободе. Верующие восприняли это как оправдание Владыки, что фактически было верно.

Известный ленинградский протоиерей Михаил Чельцов сообщал в своих записках о поведении еп. Григория: «На суде он держал себя неожиданно, к удивлению всех мужественно, отвечал безбоязненно, но любезно». Согласно другим свидетельствам, власти ставили епископу в вину и то, что его приезд «вдохнул жизнь» в существование монастыря: «Многие из братий, живших в мире, вернулись в Лавру… и верующий народ стал стекаться в дотоле пустые храмы». Фактическое оправдание епископа Григория в марте 1926 г. имело большое значение для всей епархии. Помимо того, что Владыка с декабря 1923 г. управлял Лаврой, Шлиссельбургским и Детскосельским викариатствами, именно он после ареста 18 декабря 1925 г. епископа Кронштадтского Венедикта (Плотникова) стал временно управляющим Ленинградской епархией и занимал этот пост до июня 1926 г.

В ночь с 31 марта на 1 апреля 1927 г. епископ Григорий оказался арестован по делу Ленинградского Богословско-пастырского училища и обвинен в антисоветской агитации посредством слушателей училища и организации кружка «Ревнителей истинного православия». В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого говорилось, что он, «состоя епископом, через своих приближенных, используя религиозные предрассудки масс, вел контрреволюционную работу путем агитации и пропаганды». За решеткой Дома предварительного заключения по данному делу оказались 13 человек, в том числе секретарь Владыки Григория Л.М. Де-Кампо-Сципион и его бывший келейник В. Дыргинт. Арестованные провели в заключении 7-8 месяцев, но, в конце концов, дело Богословско-пастырского училища развалилось (еп. Григория даже ни разу не допрашивали), и 19 ноября 1927 г. всех арестованных освободили под подписки о невыезде, которые были аннулированы в ноябре 1928 г.

После опубликования Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным Священным Синодом «Декларации 1927 г.» о лояльности советской власти  и появлении в декабре 1927 г. иосифлянского движения началась смута среди насельников Лавры. Епископ Григорий критически воспринял «Декларацию» и стал «непоминающим» (за богослужением митр. Сергия и государственную советскую власть). Несколько месяцев он применял на практике древнее право ставропигии, которое имела Лавра: учитывая существовавшую сложную обстановку в церковном управлении Владыка Григорий никому не подчинялся и поминал лишь находившегося в ссылке Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).

Церковный историк А. Краснов-Левитин так вспоминал о Владыке: «Одним из самых популярных тогда в Питере епископов был Владыка Григорий Лебедев… В нем все импонировало. Стоит он передо мной как живой и сейчас: пенсне, высокий рост, каштановые волосы… Он служил эмо­ционально, с порывом, четко и ясно произносил молитвы…  И проповеди его были необы­чайно смелы… Принципиальная линия епископа Григория резко отлича­лась от линии епископов Алексия и Николая. Если епископы Алексий и Николай были сторонниками компромисса с вла­стью и воссоздания духовного центра, то епископ Григорий был сторонником децентрализации. Он считал, что в советских условиях возможен лишь церковный плюрализм. Рассредото­ченная церковь, состоящая из автокефальных епархий, лучше сможет противостоять натиску безбожников, хотя бы потому, что приручить несколько сот епископов гораздо труднее, чем одного, стоящего во главе церкви. Эту теорию епископ очень умело применял на практике».

В декабре 1927 г. еп. Григорий вместе с еще пятью архиереями подписал одно из посланий митрополиту Сергию с призывом изменить избранный курс церковной политики. 25 января 1928 г. Временный Свящ. Синод предписал Владыке Григорию возносить за богослужением имя митр. Сергия и отмежеваться от «раздорников» с предупреждением о вынесении о нем особого осуждения в случае невыполнения этого предписания. Но епископ распоряжения не выполнил, хотя и к иосифлянам формально не присоединился.

8 марта в Ленинград приехал назначенный вместо Владыки Иосифа митрополитом Ленинградским Владыка Серафим (Чичагов). Уже 10 марта он посетил Лавру и беседовал с насельниками. На следующий день епископ Григорий прислал митр. Серафиму письмо, что он «душевно желает единения с Церковью, но не ориентируется на определенных личностей». В ответ Владыка упрекнул наместника Лавры в том, «что он, видимо, духовно заболел, и чтобы вылечиться просил приехать служить вместе». Однако епископ Григорий не приехал. Вступив в определенный конфликт с митрополитом Серафимом, наместник Лавры попытался убедить в правильности своих действий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и 12 марта встретился с ним в Москве. Беседа закончилась для епископа Григория неудачей, и на следующий день он обратился к митр. Сергию с заявлением:

«…Так как линия моего церковного поведения и руководства в направлении ук­репления единства Церкви вне ориентировки по личности учитывается Вами как ошибочная, а я считаю ее в условиях данного момента здешней церковной жизни единственно мудрой, и так как результаты этой линии расцениваются Вами как углубление смуты, между тем как я считал таковые локализациею смущения, то единственным выходом для меня остается удаление от дальнейшего руководства церковной жизнью. Мне очень тяжело, глубокочтимый Владыка, огорчать Вас отказом воспринять Ваши советы. Наш вчерашний разговор был предметом моего тщательного продумывания, и я пришел к одному решению: настоящим я повергаю перед Вами просьбу осво­бодить меня от несения обязанностей Вашего наместника по Св. Троицкой Александро-Невской Лавре и снять с меня руководство Шлиссельбургским и Детскосельским викариатством с увольнением на покой…».

Просьба об увольнении на покой не была принята, и епископ Григорий остался на посту наместника Лавры. Он еще около месяца не служил вместе с Владыкой Серафимом, вплоть до Пасхи. В апреле 1928 г. наместник Лавры написал второе обширное послание митрополиту Сергию, в котором говорил о борьбе «своей» аскетически настроенной группы духовенства с обмирщением Церкви и в этой связи и о непоминовении Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В тоже время, епископ Григорий порицал и отошедших от митр. Сергия епископов и пресвитеров, как прямолинейных экзальтированных людей. Это послание распространялось среди верующих.

Далеко не все понимали занятую наместником Лавры позицию. Владыка Григорий был не согласен со многими поступками митрополита Сергия и старался убедить его изменить избранный курс церковной политики. С другой стороны, епископ не хотел нового болезненного разделения в Русской Православной Церкви, желательного для безбожных властей и провоцируемого ими. Поэтому-то он и не присоединился открыто к иосифлянам, хотя был лично близок со многими «истинно-православными» священнослужителями и в некоторых делах поддерживал их.

Следует отметить, что еп. Григорий своим авторитетом сдерживал переход к иосифлянам значительной части насельников Лавры и членов приходского совета храмов обители. Этого перехода опасался митрополит Серафим и поэтому далеко не сразу принял высказанное в середине апреля предложение прот. Николая Чукова о необходимости перевода епископа из Ленинграда. Вечером 4 мая Владыка Серафим уехал в Москву, где, видимо, после его беседы с митр. Сергием, был подписан указ о переводе епископа Григория на кафедру в Феодосию, викарием Таврической епархии. Епископ правильно понял неожиданный для него майский указ, как замаскированную форму ссылки и не принял нового назначения, вновь написав заявление об оставлении поста наместника Лавры.

В начале июля 1928 г. новым наместником Лавры Заместитель Патриаршего Местоблюстителя назначил архимандрита Амвросия (Либина). При его вступлении в должность наместника не обошлось без конфликтов. Приходские советы лаврских храмов не хотели его принимать и выступали за оставление Владыки Григория. В конце июля в Москву к митр. Сергию ездила депутация от Лавры и Детского Села (г. Пушкина) с просьбой оставить епископа на посту наместника, но получила отказ. 12 июля еп. Григорий совершил последнюю службу в Гатчинском соборе св. Апостола Петра, простившись с местной паствой. Подобная последняя служба с прощальным словом в Детском Селе состоялась 28 июля.

23 июля 1928 г. в день праздника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Владыка совершил последнюю службу в Свято-Троицком соборе Лавры и произнес собравшимся богомольцам «Прощальное слово к петроградской пастве».

28 августа, видя, что ситуация для него не меняется в лучшую сторону, епископ Григорий окончательно простился с паствой, сказав о своем уходе, как «невольном и вынужденном», и на следующий день уехал в Коломну, откуда через несколько дней написал духовной дочери: «Ищу одного, чтобы Господь помог мне укрепиться в добре. Доходят до меня разные слухи. Скорблю, когда во зло употребляют мое имя. Я ничего не ищу». В родном городе Владыка прожил около трех лет. Отойдя от активной церковной деятельности, он начинает писать богословские труды. Весной 1929 г. епископ задумал очерк о мистическом восприятии христианства, в 1931 г. приступил к своему главному труду – «Евангельским образам» («Дневнику размышлений над Евангелием»). В это же время, работая сторожем на птицефабрике и в других местах, еп. Григорий собирал свои проповеди и вел активную переписку с духовными детьми, наставляя их жить по православному.

В конце сентября 1931 г. Владыка переехал в Москву, где служили священниками его братья. Проживая у родственников, еп. Григорий продолжал работать над своими трудами. Из соображений безопасности епископ был вынужден в сентябре 1932 г. переехать в пос. Жаворонки Озерского района Московской области, где снял две комнаты в доме В.А. Попендик. Новое пристанище оказалось еще более кратковременным, местные власти пригрозили владелице дома, и она отказала от квартиры. Тогда, в марте 1933 г. еп. Григорий переехал в г. Кашин (ныне Тверская область), где проживал вплоть до своего ареста в 1937 г. Братья помогали епископу материально, около года (с мая 1933 – по апрель 1934 гг.) у него в Кашине жила жена брата — протоиерея Константина Лебедева Людмила Алексеевна, высланная из Москвы за пределы стокилометровой зоны после ареста мужа. Домашнее же хозяйство Владыки вела его духовная дочь с 1924 г., бывшая прихожанка лаврских храмов Нина Александровна Слепушкина, приехавшая в 1932 г. из Ленинграда в Москву, а затем проживавшая со своим пастырем в Жаворонках и Кашине.

Епископ жил в Кашине довольно уединенно, сначала на Рудинской ул., а с лета 1935 г. – в доме Гавриловой на Калязинской ул., 23. Он продолжал писать свои богословские труды, завершив «Благовестие святого Евангелиста Марка» и «Благовестие святого Евангелиста Луки». В работе епископу помогали его духовные дочери, постоянно приезжавшие из Ленинграда. Они привозили необходимую литературу и увозили для перепечатки и хранения написанного. Особенно помогали еп. Григорию сестры Вера и Александра Титовы (в монашестве Сергия и Германа), сохранившие многие произведения и десятки писем своего духовного отца. В 1935 – 1936 гг. в Кашин неоднократно приезжали, знавшие Владыку, как и Титовы по Александро-Невской Лавре, работавшие в Ленинграде машинистками (и перепечатывавшие труды еп. Григория) Зоя Богданова и Мария Постникова.

Из местных жителей в домике на Калязинской, 23 чаще других бывали медсестра Е.Г. Боброва и ее муж фельдшер А.А. Бобров, старые лаврские богомольцы. Они помогали еп. Григорию в устройстве хозяйства и оказывали ему медицинскую помощь. Изредка у Владыки бывали кашинские священнослужители: настоятель собора протоиерей Михаил Соколов, священник Покровский и высланный ранее из Москвы священник Владимир Кудрин. Заходили и проживавшие в Кашине бывшие насельники Московского Свято-Данилова монастыря иеромонахи Исаакий (Бабиков) и Антоний (Савин).

Однако чаще всего из священнослужителей он общался с бывшим насельником Александро-Невской Лавры иеромонахом Матфеем (Челюскиным). Приговоренный в 1931 г. к 3 годам концлагеря о. Матфей до осени 1933 г. отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере на строительстве канала, а затем еще 3 года жил в ссылке в г. Петропавловске (Казахстан). Сразу же после освобождения в сентябре 1936 г. иеромонах приехал в Кашин по приглашению его давних знакомых по Лавре Бобровых, входивших ранее в кружок почитателей блаженного Матвея Татомира.

О своих поездках в конце 1936 г. в Ленинград и встречах с епископом Николаем (Ярушевичем) и митрополитом Алексием (Симанским) о. Матфей рассказал еп. Григорию, и в частности о словах еп. Николая, что «прекращение поминовения в храмах имени митрополита Петра необходимо для блага церкви». Власти в то время объявили о смерти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (хотя он был расстрелян в 1937 г.) и о. Матфей сообщил о мнении части верующих, «что будто бы перестали поминать митр. Петра для того, чтобы подойти к соединению с обновленцами». Согласно показаниям еп. Григория на допросе 28 апреля 1937 г. он ответил, «что это есть не что иное, как обывательские разговоры», а если митр. Петр умер в ссылке, то прекращение его поминовения «совершенно законно, равно как и законно возглашение митрополита Сергия местоблюстителем патриаршего стола, т.к. других кандидатов в завещании патриарха Тихона нет». В ходе допроса епископ заявил: «Я лично – приверженец Тихоновской церкви и ничего общего с обновленческой церковью не имел и не имею», умолчав об отношении к политике митр. Сергия. Отец Матфей же 26 апреля 1937 г. показал следователю: «Лебедев Григорий не признает митрополита Сергия и отошел от него, потому что митрополит Сергий в 1927 году написал к верующим воззвание о необходимости лояльного отношения церкви к советской власти… Лебедев предупреждал нас об опасности соединения с обновленческой ориентацией, т.к. митрополит Сергий может пойти на сторону обновленческой церкви».

Известно, что еп. Григорий посещал закрытый в 1936 г. собор св. Анны Кашинской, но служил, вероятно, у себя дома (при обыске у него нашли архиерейское облачение и 1250 свечей), не стремясь возвращаться к активной церковной деятельности. Весь круг общения Владыки в 1930-е гг. не превышал 20-30 человек, и он целиком посвятил себя богословским трудам. В марте 1937 г. епископ в письме к духовной дочери отмечал: «Я милостию Божией, живу потихоньку. Относительно здоров. Время идет быстрейше, и делать не успеваешь, что надобно бы».

Труды Владыки прервались 16 апреля 1937 г. В этот день на квартире епископа был проведен обыск, а сам он арестован и отправлен в тюрьму г. Калинина «как руководитель контрреволюционной группы фашистско-монархической организации, которая ставила перед собой задачу восстановления фашистско-монархического строя в России при помощи интервенции фашистских стран». В этом обвинении не было ни слова правды. В соответствии с обычной практикой «большого террора» органы НКВД сфабриковали групповое дело бывших насельников Данилова монастыря. Следствие было начато арестом 9 января 1937 г. в г. Киржиче архимандрита Симеона (Холмогорова), который под давлением «сознался» в создании «подпольной Церкви истинно-православной веры» с тайными домовыми храмами и скитами, во главе которой будто бы стоял оппозиционный митр. Сергию бывший настоятель Данилова монастыря архиеп. Феодор (Поздеевский), отбывавший в это время ссылку в Коми АССР. Одна из «контрреволюционных групп» (тайных общин), возглавляемая бывшим наместником монастыря архим. Поликарпом (Соловьевым) якобы существовала в Кашине. Арестованный по этому делу иеромонах Исаакий (Бабиков) на допросе 14 июня 1937 г. сознался в проведении «нелегальных сборищ» (т.е. домашних богослужений) и назвал Владыку Григория в числе участников «организации», возглавляемой архиеп. Феодором и архим. Поликарпом.

Аресты по делу продолжались до 19 мая, всего было схвачено 50 человек – священнослужителей и мирян. Епископа Григория допрашивали трижды – 17, 28 апреля и 10 мая, и всякий раз он категорически отрицал какое-либо участие в «контрреволюционной церковной группе», ответив, в частности, на первом допросе: «Участником названной контрреволюционной организации я не был, и таковую совершенно не знаю, и по этому вопросу сказать ничего не могу». Ответ на последнем допросе был еще более краток: «Таковой к-р церковной группы я не знаю». Владыку не смутили даже, вероятно выбитые пытками «признательные показания» иеромон. Матфея, который заявил, что во время второй встречи еп. Григорий предложил ему участвовать в своей группе, сказав: «Гибнет православная вера, а вместе с ней погибнет и русский народ, Легально-синодальная церковь, и особенно обновленческая организация, вместе с властью разрушает религию».

В 1936 г. в день закрытия собора св. Анны Кашинской в городе произошла крупная демонстрация верующих, разогнанная местными властями с помощью милиции и комсомольцев. При этом был избит обновленческий священник, а в январе 1937 г. обновленцев изгнали из Вознесенской церкви, которая перешла к Московской Патриархии. Следователь попытался обвинить еп. Григория в организации «захвата» этого храма, но встретил категорическое отрицание Владыки, заявившего: «Я ни Челюскину и ни Бобровой Елене каких-либо установок в вопросе отношения их к обновленцам не давал, и в частности о Вознесенской церкви разговора у нас не было». Не дал епископ никаких компрометирующих сведений и о других обвиняемых. Органы следствия пытались придать максимально возможные размеры «разоблаченной организации» и даже собрать обвинительные материал против митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). Так, в деле утверждалось, что Е. Боброва была «связником» – ездила в Ленинград и привозила от митрополита деньги. Однако этот факт доказать не удалось.

Из 50 обвиняемых 7 человек не признали свою вину, в том числе епископ Григорий и супруги Бобровы. Мужественно вела себя на допросах и арестованная вместе с Владыкой его келейница Н. Слепушкина, которая даже отказывалась подписывать протокол. 31 августа 1937 г. следствие было закончено и составлено фальсифицированное обвинительное заключение, в котором говорилось о разоблачении существовавшей «на территории Калининской и Ярославской областей антисоветской церковной монархической организации т.н. Истинно-Православной Церкви, ставившей целью свержение советской власти и установление монархического строя». Еп. Григорий был признан «руководителем контрреволюционной группы фашистско-монархической организации». 13 сентября Тройка Управления НКВД по Калининской области приговорила 49 из 50 обвиняемых (!) к высшей мере наказания. Епископ Григорий вместе с другими мучениками был расстрелян в Калинине 17 сентября 1937 г. в час ночи.

Память о Владыке продолжала жить среди верующих жителей города св. Апостола Петра. Духовные дети сберегли произведения епископа, и уже в 1976 – 1980 гг. в официальном церковном издании «Богословские труды» были опубликованы его «Евангельские образы» («Благовестие святого Евангелиста Марка» и «Благовестие святого Евангелиста Луки»), а с 1981 г. проповеди Владыки стали печатать в «Журнале Московской Патриархии». В этом же году он был канонизирован Русской Православной Церковью за границей. В 1990-е гг. было опубликовано несколько книг духовных произведений епископа Григория. В 2005 г. Владыка был прославлен в лике святых Московским Патриархатом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.