15.11.2022 | Образование

Епископ Можайский Иосиф. Монашеская жизнь в условиях глобальных вызовов современности

Начну со слов преподобного старца Амвросия Оптинского: «Страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленный гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия, едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни»[1].  Это строки скорбного письма преподобного Амвросия, адресованного обществу XIX в., но и сегодня эти слова обличительно отзываются в наших сердцах. Общество не стремится к духовному, оно все более и более тяготеет к материальному богатству и получению удовольствий. Что же это как не глобальный вызов бедным душам?

Рассматривать данную проблему необходимо в рамках современного общества, а точнее в его социальной, культурной, политической ориентации, отражающейся и на духовно-нравственном аспекте. Очевидно, что по сравнению с ревностными, духоподъемными 90-ми годами, (свидетелем которых мы были) сегодня переживается, мягко говоря, общее духовное угасание. Мы не видим толп желающих поступить в монастырь либо семинарию, желающих потрудиться во Славу Божию в Церкви. Отчего же это происходит? Причина этому — подмена ценностей! В 90-х было совершено покушение на основные нравственные человеческие ценности, вместо которых стал культивироваться культ потребления, гедонизма. Таким образом, пошатнулись моральные принципы, на которых основывается общество и государство – это патриотизм, институт семьи, служение общему благу.

Если еще в 1980-х годах социальный институт семьи в значительной степени был ориентирован на формирование у детей следующих ценностей: любовь к Родине, защита Отечества, стремление быть полезным своей стране, честность и порядочность. То в 90-е гг. стала насаждаться другая концепция, так называемая «потребительская мораль», продиктовавшая иные ценности и стратегии воспитания: личное благополучие, эгоизм, материальное обогащение, умение приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, умение получать выгоду.

Сегодняшнее общество это продукт введенной, и реализуемой, по сути, по сей день, концепции в 90-х годах, отсюда общая инфантильность, потребительское отношение, отсутствие понимания жертвенной любви, эгоцентризм. Именно поэтому мы наблюдаем общее сокращение «чистых сердцем», юных душ, ищущих спасения в стенах Обители, увеличение возраста приходящих в монастырь. Все больше в монастырь идут люди взрослые, поврежденные миром, имеющие навык греха, большая часть молодежи заразилась в интернете антицерковной пропагандой, другая просто стремится пожить в свое удовольствие. Кроме того, сказывается демографический кризис в нашей стране. От того мы становимся свидетелями духовного упадка, ищущих спасения в святых обителях становится все меньше.

Стоит отметить еще одну опасную тенденцию нашего времени – нормализация греха. Постепенно нам прививается идеология вседозволенности, «бери от жизни все» (имея в виду не постижение таин и научных открытий, и даже не глубокое изучение литературы, искусства, а удовлетворение страстей). «Мы забываем, что есть грех в нашей жизни, делаемся к нему нечуткими, забываем его легко, скорбим о нем мало. А вместе с тем, это – единственное несчастье человеческой жизни»[2]. Таким образом, наш Путь ко Спасению становится еще более тернистым.

Современные христиане, когда приходят в монастырь, в массе своей остаются мирянами: даже внешнего превращения не происходит. Они пропитаны миром и приносят его дух внутрь обители. Кроме того, насельники монастырей постоянно взаимодействуют с внешним миром, и тот невозбранно проникает как в стены обителей, так и в души монахов. Интернет, мобильная связь, соцсети, мессенджеры удваивают, а скорее удесятеряют данный эффект. Мы должны осознавать, какова цель нашего пребывания в монастыре, чего мы ищем, зачем мы решились на этот шаг, чего мы отверглись, и Кому дали обет сочетаться! Нет пути проще описанного у святого Иоанна Лествичника, водясь его мудрым словом, смиренно принимая всякое событие как от Руки Божией, пребывая в послушании и любви к братии, любя богослужения и священное Писание, с Божией помощью преодолеем и глобальные вызовы современности.

Все начинается в душе человека, возжелавшего следовать за Христом. Он чувствует необходимость отвержения мира, необходимость жить по другим, духовным законам. У большинства христиан это настроение рождает определенные перемены в жизни, но полного разрыва с миром не происходит. Это возможно только на путях монашества.

Когда христианин поступает в монастырь, то сами его стены способствуют дальнейшему отречению от мира. В древности это и было основным моментом в отвержении мирского жития. Оно довершалось в стенах обители; мирской дух со временем выветривался из новоиспеченного инока, как вино выветривается, если его оставить открытым.

Но в настоящее время отречение от мира не заканчивается при поступлении в обитель. Недостаточно прийти в монастырь и остаться в нем. Нужно постоянно поддерживать в себе огонь мироотречного жития, снова и снова напоминая себе о необходимости отвержения мира, ведь современный монах поставлен в условия, когда мир старается вернуть себе если не его тело, то его душу.

На пути борьбы со страстями святые отцы особенно выделяют — святое послушание! Важно, что истинная свобода (свобода от греха) возможна лишь в послушании. Послушание – это свободный выбор человека, основанный на любви к Богу и людям. Послушание ведет к исправлению поврежденной человеческой природы, уподоблению Богу и вечной жизни. Преподобный Ефрем Сирин отмечал, что трудность духовной жизни и различные опасности понуждают благоразумного подвижника не надеяться на свои силы, не успокаиваться на достигнутом, не доверять самому себе, но, руководствуясь наставлениями опытного духовного наставника и пребывая в послушании, обрести безмятежность в самих скорбях. Истинное послушание требует, чтобы ни в чем не противоречить тому, кому вверил свою душу, принимая веления старца с доверчивостью и простотой, как волю Самого Бога[3].

Пусть Милосердный Господь по молитвам наших преподобных отцов укрепит нас в эти непростые времена достойно проходить путь монашеского делания.


[1] Собрание писем Оптинского старца Амвросия. — М.: Изд-во Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2009. — С. 13.

[2] Антоний, митрополит Сурожский. Проповеди. http://www.mitras.ru/inname/in_87.htm

[3] Иоанн Федоров, священник. Святоотеческое учение о послушании // Церковь и время. № 1 (82). 2018. С. 44.

// доклад наместника ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископа Можайского Иосифа на научно-практической конференция для монашествующих «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в Старицком Свято-Успенском монастыре 10 ноября 2022 года

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.