22.05.2021 | Епархия

Престольный праздник в Николо-Малицкой обители

22 мая Церковь празднует перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари. Это празднование установлено в 1087 году. Несмотря на то, что событие произошло после раскола Западной и Восточной Церкви, перенесение мощей издревле особенно почитается на Руси: весенний день памяти святителя Николая и праздник спасения его святых мощей от сельджуков.

Чудотворная святыня — икона святителя Николая особенно почитается в тверском Николо-Малицком монастыре, который живет по афонским канонам. Византийский храм в восточном стиле, украшенный греческими росписями и качающимися светильниками, наполненный византийскими песнопениями, погружает в атмосферу эпохи самого Мирликийского архиепископа. Николо-Малицкий монастырь называют Тверским Афоном. Он придерживается древнего афонского устава и стремится сохранить русскую дореволюционную практику.

Накануне праздничного дня, 21 мая, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в Покровском храме обители панигир святителю по афонскому уставу. Духовенство и братия монастыря встречали архиерея у входа в монастырь. Были постелены лавровые листы. Правящий архиерей облачился в мантию у входа в обитель и в сопровождении духовенства вошёл в храм, приложился к праздничной иконе и занял место в архиерейской стасидии.

За богослужением в монастыре не используется электричество, и вся служба совершается только при свечах. Чем торжественнее церковный праздник, тем больше свечей возжигается на светильниках. Всего в храме 190 свечей и 7 видов светильников, каждый из которых бывает задействован за богослужением в своё время.

Митрополит Амвросий прочитал предначинательный псалом, молитвы «Сподоби, Господи» и «Ныне отпущаеши». Перед пением «Свете Тихий» архиерей благословил малый вход из стасидии. 

На престольный праздник в храме развешиваются богатые бархатные пелены, устанавливаются праздничные лампады. 

Перед утреней читалось Похвальное слово святого Андрея  Критского святителю Николаю, затем архиерей прочитал шестопсалмие. В малом облачении и греческой мантии митрополит прочитал Евангелие. Чтение о святителе Николае последовало также по шестой песни канона. 

Сама архитектура, своды и всё убранство храма, даже акустика, сосредоточены и направлены на центр. Таким образом, храм уподобляется микрокосмосу. Всё это сделано для того, чтобы объединить верующих в единое целое, в некую единую сущность, чтобы все вместе молились, славя Бога в едином порыве.  

Главная святыня Покровского храма — чудотворная икона святителя Николая. В 1675 году монастырь был полностью уничтожен огнём, при разборе пожарища монахи обнаружили среди пепла, под обломками, икону. В том пожаре не уцелело ничего, ни одна постройка, а образ остался нетронутым. После обретения иконы начали происходить чудеса — исцеления от болезней. Монахи всё равно остались на месте обители, люди потянулись, монастырь начали постепенно возрождать, икона стала главной святыней. После революции 1917 года, братию разогнали, но сам монастырь не тронули, объявив памятником архитектуры. Во время Великой Отечественной войны обитель разбомбили фашисты, остались только полуразрушенная Покровская церковь и братский корпус. Потом земля отошла колхозу «Нива», в храме даже стали проходить службы, но в хрущёвскую оттепель его взорвали. Сейчас здесь создан маленький византийский мир, афонский уголок посреди тверских лесов. 

На Божественную литургию на престольный праздник в Николо-Малицкий монастырь прибыл митрополит Курганский и Белозерский Даниил. По афонскому уставу до начала Литургии монах, облачëнный в мантию, обошёл монастырь и ударами в деревянное било (талантон) созвал всех в храм на молитву. По преданию, таким способом праотец Ной созывал животных в ковчег. Затем монах ударил в железное било (сидерикон), а после прозвучал короткий праздничный звон на колокольне.

Вдоль стен всего храма в стасидиях расположились монахи и миряне. Благодаря этому в храме без шума и суеты поместилось большое количество людей. Стасидия — деревянное кресло с высокими подлокотниками, в котором можно, в зависимости от важности момента службы, сидеть, полусидеть или стоять.

Особую величественность и торжественность богослужениям в монастыре придало пение византийского хора «Аксион Естин». Название хора переводится как «Достойно есть» — это один из самых почитаемых во всём православном мире образов Пресвятой Богородицы, который находится на Святой Горе Афон. В основной состав хора входит пять человек. Художественный руководитель коллектива — Всеволод Бабицкий.

Византийское пение — восточное, древнее пение, которое отличается собственными музыкальными фразами и колоритом, имеет особую нотную систему. При исполнении хором песнопения фоном к словам звучит ещё голосовой аккомпанемент, сопровождающий гибкие и узорчатые певучие фразы. Сейчас византийский хор тверского монастыря не только присутствует на богослужениях в родной обители, но бывает и в других храмах России и зарубежья. Недавно хор записал свой первый альбом «Византийская литургия».

После отпуста был совершён крестный ход в честь престольного праздника и митрополит Амвросий прочитал молитву перед иконой святителя Николая. По окончании богослужения глава Тверской митрополии освятил коливо. 

В конце было провозглашено многолетие, после которого митрополит Амвросий поздравил прихожан храма с престольным праздником:

«Сегодня вместе с нами совершал богослужение митрополит Курганский и Белозерский Даниил. В бытность мою студентом Московской духовной академии он был благочинным Троице-Сергиевой лавры, а затем был избран епископом. Он нёс и продолжает нести своё послушание в достаточно непростых регионах: был правящим архиереем Сахалинской епархии, затем Архангельской епархии, а сейчас служит в Кургане. Я благодарю нашего гостя за его молитвы, за то, что он сегодня прибыл в эту святую и необычную обитель. 

Благодарю всех вас, паломников, которые прибыли на островок Афона на Тверской земле. Приглашаю вас тогда, когда пожелает ваше сердце, направлять сюда стопы свои, потому что здесь не просто внешнее подобие Афона, не просто замечательное византийское и славянское пение византийским распевом, но дух, который перенесён сюда со Святой Горы и которого нам всем, живущим в мирской суете, очень не хватает. Мы получаем здесь силы идти дальше по своему христианскому пути, воодушевление и подлинную христианскую радость во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки веков. Аминь».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация:

На богослужениях митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию и митрополиту Курганскому и Белозерскому Даниилу сослужили: иеромонах Никодим (Соболев), иеромонах Арсений (Смирнов), священник Леонид Лерчугов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Виталий Новицкий, диакон Сергий Дроздов. 

Богослужебные песнопения исполнил византийский хор монастыря под руководством Всеволода Бабицкого. 

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.