06.11.2020 | 

Престольный день в Скорбященском храме

6 ноября Православная Церковь чествует образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».

Страждущие, больные, увечные много веков притекали к чудотворному образу, в котором явила Матерь Божия Свою благодатную силу и милость. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прославилась чудотворением в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима (1674–1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый „Всех скорбящих Радость“. Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия, узнав, что такая икона действительно есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой Богородицы — и исцелилась.


В этот день престольный праздник состоялся в тверском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в Скорбященской церкви Божественную литургию. Владыке сослужили: благочинный I-го Тверского церковного округа протоиерей Павел Сорочинский, настоятель Скорбященской церкви протоиерей Леонид Водолазский, протоиерей Александр Крюков, священник Виталий Симора, диакон Иоанн Зорин.

В престольный день поспешили под Покров Радости всех скорбящих не только прихожане, но и преподаватели, сотрудники и учащиеся Тверской православной школы имени святителя Тихона Задонского. Настоятель Скорбященской церкви является также директором епархиальной общеобразовательной школы.


Архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении, вынимая за каждое имя частицы из просфор.

За богослужением пел хор храма под руководством регента Ирины Борисовны Ковалевой.


После Евангельского чтения дня, посвященного Божией Матери (Лк. 10:38–42; 11:27–28), митрополит Амвросий произнес проповедь:

«Поэзия — это тоже способ познания Бога и заложенных Им смыслов в этом мире, способ познания того, что невозможно выразить обычными словами, простой речью или иными языками: визуальным, языком математики, языком четких описаний. Неслучайно во все времена в любви люди признавались и признаются чаще всего в поэтической форме. Самые возвышенные молитвы тоже выражены языком поэзии, поэтом был царь Давид, оставивший глубокие по смыслу и содержанию произведения, обращенные к Богу, — псалмы. И вообще, самые сокровенные переживания человечества, запечатленные в письменности, — глубоко поэтичны. Так, например, праведный Симеон, держа младенца Христа, мог бы сказать Марии: Ты будешь страдать. Но эти слова не передали бы того, что Ее ожидает. Поэтому Симеон сказал: Твое сердце оружие пройдет. Это поэтическое выражение, проникающее к нам словно из другого мира. Но даже мы, жители мира, наполненного другим смыслом и другой культурой, понимаем пронзительное значение этих слов.


Поэтому неслучайно, что и для наименования икон нередко выбирают выражения, носящие поэтический характер, через них пытаясь передать, пусть и кратко, но очень глубокий богословский, эмоциональный или исторический смысл. Слыша это наименование Всех скорбящих Радость, сердце невольно наполняется каким-то трепетом и волнением. Тем более если мы вспомним еще и Евангельскую историю. Ведь Дева Мария Сама прошла жизнь, по-человечески исполненную великих скорбей. Она вынуждена была находиться в бегах от тех, кто хотел смерти Ее Сына, когда Он был еще беззащитным младенцем. А когда Он вышел на открытую проповедь, Она не только отошла в тень, стараясь быть Его опорой и поддержкой, но и вынуждена была безропотно наблюдать за тем, как вокруг Него возникает всё больше и больше людей, желающих Ему зла. Теперь Она уже не могла взять на руки Его, чтобы защитить, укрыть от злых людей, спрятать в пустыне. А затем с неизъяснимым мужеством наблюдала Она за Ним на Его пути вольных страданий, мучительного распятия и страшной смерти».

На сугубой ектении были произнесены прошения об избавлении от губительного поветрия. После ектении владыка вознес молитву об избавлении людей от эпидемии.

По заамвонной молитве духовенство вместе с прихожанами и гостями совершили крестный ход по случаю престольного праздника и вознесли молитвы ко Пречистой Владычице Богородице перед Ее Скорбященским образом.


После богослужения от лица прихожан со словами сердечной благодарности к Высокопреосвященнейшему владыке выступил настоятель Скорбященской церкви протоиерей Леонид Водолазский:

«Двадцать пять лет назад в этот день в морозное ноябрьское утро икона Божией Матери Всех скорбящих Радость из Воскресенского кафедрального собора была перенесена крестным ходом в наш храм. Это событие, несомненно, произошло по воле Самой Богородицы. За два дня до престольного праздника архиерей принял решение, чтобы икона Божией Матери была перенесена в наш храм. С тех пор икона Божией Матери Всех скорбящих Радость находится в нашем храме, и каждую пятницу мы совершаем перед ней молебны и читаем акафист. В этот радостный для нас день, мы хотим поделиться этой радостью с Вами».

Правящий владыка поздравил духовенство, прихожан и гостей церкви с престольным днем — празднованием в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и обратился с архипастырским словом:

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Леонид, настоятель сего храма, дорогие отец благочинный, отцы, братья и сестры, прежде всего позвольте поздравить вас с престольным праздником этого замечательного дома Божия, с праздником иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Действительно, поэтическое название этого образа Пресвятой Богородицы как-то по-особому греет душу, потому что уже сами слова утешают, приносят радость в нашу жизнь. Само название этого образа позволяет нам открыть свое сердце навстречу Пресвятой Владычице, Которая всегда Сама с открытым сердцем выходит навстречу нам на дороге нашей жизни. Могу сказать о себе: я с детства люблю эту икону, с детства ее почитал, и когда был в Петербурге в течение десяти лет, каждый праздник всегда служил в храме «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной, где тоже сегодня отмечают престольный день.

Двадцать пять лет прошло с тех самых пор, как в морозное ноябрьское утро, как Вы сказали, была перенесена икона из кафедрального собора сюда. Она положила начало восстановлению этого храма. Сегодня у нас день не морозный, климат очень изменился, очень много всего изменилось с того времени, как в хорошую сторону, так и не в очень хорошую в жизни нашего общества, и вообще в жизни всего человечества. Тем не менее незыблемой остается наша вера и наше доверие Пресвятой Богородице. Это доверие свидетельствуется теми делами, которые здесь совершены. Здесь действительно очень многое воплощено из тех мыслей, которые появлялись достаточно спонтанно, но именно эти мысли приходили как вдохновение свыше. Здесь и Вифлеем, здесь и Живоносный источник, здесь и часть Константинополя, и часть Святой Земли. Здесь есть многое из того, что относится к истории нашего спасения. Сегодня люди визуально воспринимают информацию, и то, что находится в этом храме, помогает Вам в Вашей педагогической деятельности, в общении с учениками и преподавателями православной гимназии имени святителя Тихона Задонского, которую Вы возглавляете. Ведь уже само лицезрение образов из событий священной истории накладывает на сердце человека неизгладимый светлый и святой отпечаток. Иногда этот отпечаток омрачается какими-то личными падениями, но всë равно он остается, и рано или поздно, подобно тому, как сегодня грозовые облака развеялись, и выглянуло солнце, так и в жизни этих людей — даже если что-то помрачается, печать видимого и услышанного из Священного Писания всё равно никуда не исчезает. Очень радостно видеть не столько замечательное благолепие этого храма, сколько людей, которые сюда приходят, несмотря на пандемию, несмотря на боязнь. Замечательно, что община живая, люди молятся вместе и трудятся бок о бок.

Мне сейчас приходится общаться с разными священниками, и некоторые из них жалуются, что в их храмах нет народа. И когда я спросил о том, сколько они раз служат в неделю, то мне ответили, что только по воскресным дням, поскольку в другие дни всё равно никого нет. Но это неправильный подход. Туда, где совершается Божественная литургия, приходит народ. Я знаю из историй восстановления храмов и из историй служения других священников, которые порой одни совершали Божественную литургию, сами пели и служили так несколько месяцев. Потом вдруг люди находили это место, потому что не мы привлекаем людей ко Христу, а Сам Христос приводит их к Себе. Там, где совершается Божественная литургия, там, где совершается полноценная евхаристическая жизнь, там и Христос царствует между людьми, и сами люди собираются.

Я благодарю Вас за те пастырские усилия, которые Вы вместе со своими помощниками осуществляете на этом святом месте. Желаю, чтобы Матерь Божия, как прежде, так и ныне, была всегда самой главной радостью. Я благодарю вас за сослужение, за добрые слова, за молитвы, за вдохновенное пение, и желаю всем вам, дорогие братья и сестры, всегда, несмотря ни на что радоваться, потому что нашей радости во Христе никто, никогда и ничем не может у нас отнять».

***

История появления Скорбященской церкви в Твери

В 1747 году на окраине города Твери на возвышении была построена деревянная церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Позже это «возвышение» получило название «Скорбященский холм». После пожара 1760 года был построен новый деревянный храм с тем же посвящением. Здесь же было устроено кладбище для убогих, богадельня, воскресная школа.

После большого городского пожара почитаемая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была перенесена в уцелевший храм Живоносного Источника. В 1782–1792 годах была возведена однопрестольная каменная церковь с трапезным храмом и стоящей рядом каменной колокольней. В 1853–1854 годах храм был расширен за счет пристройки двух приделов — в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и в честь Всех святых.

Строительство храма велось при участии известных архитекторов И.Ф. Львова и К. Гейденрейха. Это единственный в городе храм с ротондальной основой в стиле классицизма и объемным семигранным алтарем с элементами в стиле барокко.

После революции храм был закрыт, в 1930–1950 годы вплотную к нему были пристроены жилые дома, разобрана паперть. В 1961–1994 годах в храме располагался склад учебных пособий. Реставрационные работы, проведенные в 1975–77 годы по проекту А.В. Соколова, воссоздали разобранные конструкции и вернули зданию облик, близкий к первоначальному.

Последним настоятелем храма, перед его закрытием, был протоиерей Алексий Бенеманский. Во время жестоких гонений на Церковь, обновленческого раскола отец Алексий мужественно поддерживал позицию иерархов Православной Церкви — Патриарха Тихона и Тверского архиепископа Фаддея. За самоотверженное пастырское служение и борьбу за чистоту Православия протоиерей Алексий Бенеманский после многочисленных арестов и ссылок был расстрелян 4 декабря 1937 года. В 1999 году в городе Вышний Волочек состоялось прославление протоиерея Алексия в лике новомучеников (память его празднуется 5 декабря). После открытия для служб в 1999 году придела Всех святых к названию придела было добавлено имя священномученика Алексия Бенеманского.

Приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возобновил свою работу в 1994 году. Настоятель храма протоиерей Леонид Водолазский одновременно является директором открытой в 1994 году Тверской епархиальной православной средней общеобразовательной школы имени святителя Тихона Задонского.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.