09.06.2023 | Церковь и мир

Певческие традиции Нило-Столобенской пустыни

О памятниках музыкального искусства Тверской епархии рассказывает доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории
имени П. И. Чайковского Наталья Плотникова.

Нило-Столобенская пустынь — одна из благодатных обителей России. Расположенная на острове Столобный прекрасного озера Селигер в Тверской области, освященная духовным подвигом преподобного Нила, она с XVI века стала местом паломничества тысяч людей, уповающих на помощь и заступничество великого русского святого. «Яко светильник всесветел, явился еси во острове Селигера езера, преподобне отче Ниле» — поётся в тропаре Столобенскому чудотворцу, обретение мощей которого Церковь празднует 9 июня. Этот материал посвящён певческим традициям древней обители. 

Нилова пустынь, мужской монастырь с общежительным уставом, был открыт с разрешения патриарха Иова в 1594 году. В это время в крупнейших монастырях России уже сложился богослужебный певческий обиход, круг наиболее распространённых песнопений. Его основу составлял знаменный распев, неразрывно связанный с православным богослужением и национальными музыкальными традициями. 

Возможно, певческие рукописи, зафиксировавшие знаменный распев, имелись в этот период и в Ниловой пустыни. В первой описи монастырской библиотеки 1614 года значатся 32 рукописных книги. В середине XVII века, при игумене Нектарии (Теляшине) книжное хранилище увеличивалось, настоятель заботился о духовном росте братии, собирая книги душеполезного содержания. Известно, что его рукой был написан и сборник богослужебных песнопений объемом в 529 листов в знаменной (крюковой) нотации. 

Исследователь монастырских архивов Северной России А.Е. Викторов в описании библиотеки Ниловой Столобенской пустыни указал 16 крюковых книг и 35 рукописей на линейных нотах: «Ирмологии, Октоихи, Праздничные минеи, Триоди, Обиходы и др.». К сожалению, Викторов не уточняет, были ли это певческие одноголосные книги или партии многоголосных сочинений. 

Некоторые данные, но без ссылки на архивные источники, приводятся в книге «Нило-Столобенская пустынь»: «В библиотеке монастыря имелась и коллекция из 80 музыкальных сборников. Среди них были распевы Ниловой пустыни, большинство из которых, к сожалению, утрачено. …Рукописное собрание монастыря, представляющее историческую и научную ценность, теперь хранится в библиотеках, музеях и архивах России и зарубежья». 

Певческие рукописи из библиотеки Ниловой пустыни мне удалось обнаружить в Отделе рукописей Государственного исторического музея, в Синодальном певческом собрании. Эта богатейшая коллекция сложилась  в конце XIX – начале XX века по инициативе директора Синодального училища церковного пения, выдающегося ученого-медиевиста Степана Васильевича Смоленского, который приложил немало усилий для разыскания по всей России старинных рукописей, сохранения их в целях научного исследования и обогащения певческой практики. 

В Синодальном певческом собрании  находятся четыре рукописи, принадлежавшие Ниловой пустыни. Не все четырехголосные комплекты сохранились полностью: Октоих и сборник песнопений Всенощного бдения и Литургии   представлены лишь тремя партиями, дисканта, альта и баса. В полном комплекте дошли до нас Праздники двунадесятые греческого распева.    В издании «Служба в Неделю Святыя Пятидесятницы с последованием коленопреклонения» была осуществлена публикация стихир «Во пророцех возвестил еси» и «Царю небесный» из этой рукописи в моей редакции (М.: Издательский Совет Русской Православной церкви, 2004. С. 191–192).

Особую ценность представляет сборник, включающий Всенощное бдение, Песнопения Покрову, апостолам Петру и Павлу, Евангельские стихиры, а также службу преподобному Нилу, Столобенскому чудотворцу. Эта служба, возможно, созданная распевщиками самой пустыни, – одна из самых полных служб святым во всем корпусе партесных рукописей, здесь гармонизованы циклы стихир малой и великой вечерни, утрени, все седальны, канон, величание. По водяным знакам на бумаге рукопись можно датировать 1720–1724 годами, то есть она относится к зрелому периоду развития партесного стиля. Рукопись Син. певч. 758 раскрывает имя одного из возможных авторов партесных гармонизаций Ниловой пустыни, Зосима Королева. В партии баса имеется запись: «Сия тетрать иеромонаха и головщика Зосима королева нотнаго колиберу [калибра] и писал оный Зoсим своею рукою». В этом сборнике благодаря трудам монастырского головщика записаны «Литургия столпового напеву», немало различных напевов песнопений Литургии, полный цикл задостойников и другие гармонизации. 

Вниманию читателей предлагается величание преподобному Нилу из этой рукописи, составленное в партитуру автором статьи. В партии тенора располагается мелодия греческого распева, бас дает гармоническую опору, а остальные партии дополняют четырехголосие до полнозвучных аккордов. Движение голосов простое, безыскусное, немного украшается фигурами в партиях дисканта и альта. 

Ниловой пустыни принадлежала также интересная вкладная рукопись, купленная в Москве в 1765 году и пожертвованная в монастырь: «Сии книги отдоны вкладу в Нилову пустынь осташковским купцом Алексием Ивановым сыном Герасимовым которыя отдоны вечно и подписал своей рукой 1796 году месяца марта 29 дня». Как и предыдущая рукопись, сборник создавался в первой трети XVIII века. В партии тенора после причастного стиха «Радуйтеся, праведнии» на полях удалось обнаружить дату: «1727 генварь 9». Рукопись содержит песнопения с редкими, иногда даже уникальными названиями, бытовавшими в певческом обиходе, которые поясняют характер песнопений, происхождение первоисточника или самой обработки: «Единородный Сыне» «органная», после чтения Апостола «Аллилуиа» «громогласная», «Иже Херувимы» «книзу патриаршая прикладная степенная болшая», «кеноник» «громохоралной», «кеноники греческия ростовския». Не менее ценны указания на авторов гармонизаций – государевых певчих дьяков Стефана Беляева («Херувимския знаменны Господина творение Стефана Беляева верховые»), Ивана Михайловича Протопопова («Греческий осмогласник творение I М в Санктпитербурхе»). Редкое явление – два авторских осмогласных цикла песнопения «Иже Херувимы» подряд, знаменного и греческого распевов, Беляева и Протопопова. 

Окончание следует

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.