14.08.2021 | Епархия

Первое в истории архиерейское богослужение в д. Лебедево

14 августа Церковь вспоминает событие Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе из-за болезней, часто бывавших в августе. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. В Сказании 1627 г. по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По принятому ныне в Русской Церкви чину в этот день совершается малое освящение воды.

В праздник Изнесения Честных Древ Креста Господня митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил сельский приход восстанавливающейся церкви в честь Рождества Богородицы в д. Лебедево Калининского района. Архиерей совершил Божественную литургию в сослужении благочинного II Калининского церковного округа протоиерея Димитрия Курдюкова, настоятеля храма священника Евгения Башкеева, священника Димитрия Кулькова. 

В истории храма нынешняя Литургия стала первым богослужением, совершённым архиереем. Богослужение совершалось на улице, перед восстанавливающимся храмом, притвор которого в этот праздничный день стал алтарем. Перед началом Литургии был совершён чин малого освящения воды. 

За богослужением молились глава Калининского района А.А. Зайцев, главный архитектор Калининского района В.И. Петрушко, кандидат в депутаты Законодательного собрания Тверской области Р.В. Щеглов, глава Никулинского сельского поселения И.Ю. Сариев, депутаты Никулинского сельского поселения. 

После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился ко всем с проповедью:

«Мы слышали величественное Евангелие Креста. В этом Евангельском отрывке — сердцевина истории человеческой. И эта история ужасает и удивляет, она вопрошает о том, чтó есть человек, каковы его низменные проявления и каков он в своем величии. Вопросы, которые ставит Пилат Христу и которые человечество ставит Богу. Из этого Евангельского чтения мы четко видим, что даже самая большая трагедия — это вопрос выбора. Личного выбора каждого человека. Пилат сделал определенный выбор, но и Христос сделал Свой выбор. Пилат сделал выбор в пользу сохранения своей власти любыми путями. Христос сделал выбор в пользу спасения человечества от вечной погибели и смерти. Тоже любым путем.

Выбор ежеминутно встает перед каждым из нас. Необходимость выбирать ставит нас по ту или иную сторону: быть с ожесточенными сердцем людьми, желающими не иметь ничего общего со Христом, или же быть с теми, кто, может, и не в силах предотвратить зло, но готов следовать за Спасителем повсюду. И хотя порой так хочется убежать от любой ответственности в царство абсолютной причинно-следственной связи, царство детерминизма, но именно подлинная свобода, о которой говорит Евангелие, не позволяет скрыться от себя.

Поиск истины, как и свобода, — это определяющее человека свойство. Речь не о той истине, которая обозначает соответствие написанного на обложке содержанию книги. А о той Истине, которой мы так боимся и вместе с тем так жаждем. Она не в сложных философских беседах, хотя и они могут быть путем к ней. Однако открывается она всё же сердцу, такому сердцу, которое жаждет ее, несмотря на весь страх перед ней. И наш ответ на встречу с Истиной, как и свободный выбор, осуществляемый нами, определяет место каждого из нас в Таинстве Креста».

После сугубой ектении была прочитана молитва об избавлении от смертоносного поветрия и о завершении строительства Спасо-Преображенского собора города Твери, а также о восстановлении храма Рождества Богородицы. 

Сегодняшний праздник еще называется в народе «медовым Спасом», в этот день освящается мед нового сбора. По традиции в этот день на любую пасеку ходили дети и получали от пчеловодов свою долю меда, а сами пасечники освящали первый медовый сбор в церкви.

После отпуста архипастырь с духовенством совершили славление и поклонение кресту. Архипастырь освятил принесенный прихожанами мед нового сбора.

После Литургии настоятель храма священник Евгений Башкеев поблагодарил главу Тверской митрополии за совершëнное богослужение. В ответном слове архипастырь отметил всех тружеников во благо восстановления церкви и поздравил прихожан и гостей с праздником:

«Так почему-то случилось, что пост у людей ассоциируется с чем-то мрачным, огорчительным и нежелаемым. На самом же деле пост — это всегда то пространство и время, которое человеку сообщает настоящую, не иллюзорную радость, потому что христианство — это религия радости, а не скорби. Крестом действительно пришла в мир радость, и мы об этой радости постоянно говорим. Крест — это символ победы Жизни над смертью, через Крест  мы соприкасаемся с Источником нашей жизни — Господом нашим Иисусом Христом, Который взял на Себя все страдания, печали, скорби, трагедии видимого мира и подарил нам радость грядущего Воскресения. 

И именно об этой радости в Церкви мы должны постоянно говорить и быть примерами жизни в этой радости. Чтобы вокруг нас ни происходило, какие бы катаклизмы ни совершались, каким бы мы искушениям, нападкам ни подвергались, мы всегда должны быть носителями радости. А пост — это поприще радости еще и потому, что он дает нам возможность почувствовать себя свободными тогда, когда мы добровольно, по своей воле, следуя призыву Святой Церкви, ограничиваем себя в главном источнике, поддерживающем наши жизни, — в питании, с которым связаны очень многие наши чувства, помыслы, желания, практически всё, что наполняет и сопровождает нас в этом мире. Тогда мы, возможно, и переживая некие трудности, получим опыт подлинной свободы, независимости от своих разрушительных желаний, независимости от того, что нас связывает, независимости от того, что обрывает нашу связь с Богом. Именно поэтому и посты — четыре многодневных в году, и постные дни — среда и пятница, и однодневные посты, связанные с особыми событиями в истории нашей Церкви, — позволяют нам пользоваться этим великим даром, почувствовать себя по-настоящему свободными, легкими, не отягощенными ни временем, ни обстоятельствами, не отягощенными тем, что обычно делает нас несвободными. И сегодня мы вступили в этот замечательный двухнедельный путь. Это событие не заставляет нас воздыхать или сокрушаться. 

Нынешний день заставляет нас радоваться, потому что, даже вспоминая и размышляя о Той, Кому посвящен этот пост, — Божией Матери и о Ее Успении, мы понимаем, что если Единородный Сын Божий и Ее Сын совоскресил Ее вместе с Собою, то Он по обещанию Своему, которому мы, как христиане, верим, нисколько не сомневаясь, совоскресит и нас. И это воскресение неподвластно времени, оно выходит за его рамки, неподвластно человеческому разуму, мыслящему в трехмерном пространстве. Это воскресение невозможно объяснить, но мы знаем одно, веря словам Спасителя и эту веру освящая и актуализируя в своем опыте молитвы и Евхаристии, понимаем, что это непременно будет, несмотря на то, что в этом временном, земном мире мы этого до конца понять не можем. И сегодня мы вновь и вновь начинаем тот путь, который предлагается нам Церковью для того, чтобы мы опытно, через пост и молитву, вновь пережили свою веру во всеобщее воскресение. Неслучайно Богородичный пост по уставу Церкви в чем-то сравним со строгостью Великого поста. И каждый из нас в меру своей веры, своих сил, обстоятельств, здоровья, конечно же, должен принять это благословение Церкви и пройти прежде всего во благо себе этот замечательный, радостный путь свободы — путь святого Успенского поста.

Мы сегодня освящаем мед, как плод удивительных Божиих созданий, которым, наверное, и нет равных во всём тварном мире, после человека. Пчелы неслучайно являются примером трудолюбия. Целые диссертации пишутся учеными о жизни пчелиных семей, о том, как они взаимодействуют между собой, какова логика этих взаимоотношений и кто эту семью составляет. Нам известно о том, что есть трутни, рабочие пчелы, пчелы-разведчики, пчелы, которые охраняют улей, которые поддерживают жизнь и потомство семьи. И в этом мы видим некие следы иерархии, которую Бог установил в земной жизни всего творения; иерархии, которая на протяжении всей истории человеческой подвергалась многим испытаниям, а в нашей стране фактически подвергалась разрушению в течение нескольких десятилетий XX столетия. И в результате этого многое было уничтожено, а что самое печальное и скорбное — многое из того, что должно было составлять на протяжении всего этого времени суть и смысл жизни человека, а ведь суть и смысл заключаются прежде всего в общении с Тем, Кто создал нас и весь тварный мир и против Кого с сатанинской злобой выступили люди, одержимые непомерной гордыней и самым настоящим беснованием, те, кто в остервенении своих сердец разрушали построенные храмы, расстреливали архиереев, священников, монахов и благочестивых мирян лишь за то, что они верят в Бога, лишь за то, что их жизненный путь иной, нежели тех, кто пытался построить мнимый рай на земле. И к сожалению, среди этих жертв — и этот храм, который пусть и не уничтожен полностью, но обезображен до такой степени, что сегодня трудно представить, каким он был при начале своего создания, каким его мыслили люди, которые жили на этой самой земле, вкладывая свои молитвы, веру, средства, таланты для того, чтобы построить дом Божий, для того, чтобы здесь, на этом месте, собираться и благодарить Бога за все дары, которые Он посылает на нашем земном пути, а самое главное — за дар жизни, тот дар, который есть у каждого из нас, в отличие от миллионов зачатых во чреве, но не рожденных детей, убитых своими родителями, в отличие от тех, кто жизнь свою отдавал за землю нашу, за веру и Отечество и жил совсем не в мирное время. 

И сегодня мы живем во время, в которое еще только пока встаем с колен, и этому вставанию мешают очень многие силы. Понимая, насколько русский человек силен духом, понимая, что невозможно идти против веры и Церкви с открытым забралом, сегодня нас пытаются разделить, поссорить, внести смуту и ложь в наши отношения, пользуясь некой безграмотностью и в истории Отечества, и в истории Церкви, и в знании Священного Писания и Предания Церкви, паразитируют на том, что является подпорками и второстепенным, а не главным, выставляя это главным и пытаясь разрушить единство Святой Церкви.

Некоторое время назад я часто посещал Черногорию, в церковной жизни которой в постатеистическое время случилось чудо — люди доверились Церкви, люди вошли в пространство Церкви, причем вошли в нее не те люди, которые жили в коммунистические времена Югославии, а молодые люди. И сегодня на 99% именно молодые люди наполняют храмы Сербской Православной Церкви. А те, кто были пропитаны коммунистической идеологией, к сожалению, не вернулись в Церковь. Молодые люди доверились Церкви, потому что Церковь приняла их в свои объятия. Я долго наблюдал за этими людьми, общался с ними, размышлял, думал и задавал себе вопрос: а почему они не купились на столь мощно оплачиваемую пропаганду? И единственным ответом, который я нашел в подтверждение мнения священнослужителей Сербской Церкви, был для меня такой: да потому, что они поверили Богу. Именно через призму своей веры, через призму Писания, через доверие слову священнослужителей они не обольщаются ложью мира сего, сохраняют трезвый ум, и, будучи трезвыми духовно прежде всего, они и политически правильно мыслят. Сотни тысяч верующих людей ежедневно на протяжении нескольких месяцев выходили на улицы своих городов для того, чтобы Церковь свою защитить от политиков, пытающихся ее разрушить, ума́лить и подчинить собственным интересам. Такова действительность жизни православных людей в Черногории.

А что же мы? А где же тысячи наших русских православных людей? А не ослабли ли мы до такой степени, что сегодня мы не можем собраться вместе? Разве смог враг рода человеческого с помощью своих земных сателлитов разделить нас, или мы еще находимся, в силу своей великой истории и огромных пространств Святой Руси, во времени поднятия с колен? Поднятия, которого хотят не допустить очень многие политики других государств, пользуясь нашей слабостью, нашей внушаемостью и, к сожалению, нередко нашим разделением. Мы думали о том, что девяностые годы всё расставят по своим местам, и тогда Бог нам действительно дал большую силу и историческую возможность встать с колен. Но не всё случилось так, как хотел бы Бог и как было бы по справедливости с точки зрения российской истории. И сегодня мы до сих пор находимся в том историческом периоде, в который совершается суд между тем, чему должно было быть по молитвам наших новомучеников и святых, и тем, что хотят устроить люди, которые ослабляют во всём мире христианство. И здесь ответ за каждым из нас. И каждый из нас может сделать свой вклад в то, чтобы весы правды Божией перевесили ложь мира сего. 

И мы верим и надеемся, что такие зияющие раны на теле нашей земли, как храм Рождества Пресвятой Богородицы в Лебедеве, обязательно затянутся. И на этом месте, пусть не сразу, пусть не быстро, но вновь засияют золотые купола, и колокольный звон будет призывать многих людей под своды этого храма освятить свою жизнь, получить подлинную радость на земном пути, соединиться с Самим Творцом мира, с Богом в Таинстве Святой Евхаристии. Это обязательно будет. Но самое главное, что уже совершается здесь, — затеплилась лампада, здесь совершается молитва, здесь люди получают разрешение и прощение от грехов своих, здесь они соединяются со Христом в Таинстве Святого Причащения, здесь они имеют возможность получить начало духовной жизни — Крещение и Миропомазание, здесь же, на этом месте, они имеют благодатную возможность быть отпетыми и получить напутствие в жизнь будущего века, в жизнь, которая обещает нам совоскресение со Христом вслед за Пресвятой Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией.

Сердечно благодарю вас, дорогой отец Евгений, дорогие братья и сестры, за сегодняшнюю молитву, которую мы совершили и под сводами этого храма, и перед ним. И сегодня не только те, кто пришел сюда помолиться, но и те, кто во множестве своем проезжали мимо на автомобилях, обращали свое внимание на то, что здесь происходит. Возможно, они не нашли еще свою дорогу в храм, возможно, у них еще есть много вопросов, но даже то видимое, что сегодня предстало перед ними, обязательно, верю, оставит хоть маленькое семечко в их сердце, и через какое-то время, в силу разных обстоятельств, в сердце это семя прорастет и даст свои цветы и плоды, а на этом месте вновь и вновь воссияет через какое-то время Слава Божия. А вас я благодарю за замечательную организацию сегодняшнего богослужения, всех, кто молился, — за молитву, за пение, за то ваше доверие Богу, которое вы выражаете, несмотря на то, что нас мало по сравнению с живущим в Лебедеве населением, несмотря на то, что нас немного по сравнению с теми, кто живет на Тверской земле. Но если соль имеет свою силу, она ее сообщает и всему тому, для чего соль предназначена. Христианство есть соль, предохраняющая от разложения и дающая подлинный вкус жизни. Я желаю всем нам не терять силу этой соли и всегда чувствовать сладость того меда, который является символом молитвы, добрых слов, добрых дел и благословения Божия, нисходящего на каждого из нас». 

После Божественной литургии состоялся концерт для прихожан, на котором прозвучали сербские и русские народные песни. 

После Литургии митрополит Амвросий осмотрел подлежащий восстановлению храм и его территорию.

Для прихожан и гостей храма было организовано чаепитие. Владыка благословил трапезу прихожанам и принял в ней участие. 

Затем митрополит Амвросий в сопровождении настоятеля священника Евгения Башкеева и благочинного протоиерея Димитрия Курдюкова посетил часовню в честь святого мученика Уара и кладбище деревни Лебедево.

Справка:

Митрополиту Амвросию за Божественной литургией сослужили протоиерей Димитрий Курдюков, священник Евгений Башкеев, священник Димитрий Кульков, диакон Иоанн Зорин, диакон Филипп Исломов. 

***

Церковь Рождества Богородицы в селе Лебедево была сооружена между 1910 и 1915 гг. рядом с одноименным деревянным храмом, построенным в 1731–1741 гг. В советское время храм пришел в плачевное состояние: были утрачены главы церкви, иконостас, большая часть настенной живописи, полы. 

78 жителей пяти деревень во главе со старостой села Лебедево Алексеем Сербиновым обратились в епархию с просьбой об открытии храма. 23 декабря 2019 г., в день памяти святителя Иоасафа Белгородского, был подписан указ об открытии прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Лебедево и о назначении настоятелем этого храма иерея Евгения Башкеева. 

Огромное, величественное здание церкви, к сожалению, было в очень плачевном и предаварийном состоянии, как и большинство храмов, закрытых в советское время. На первую встречу и первую совместную молитву пришли 12 местных жителей. 

Около двух лет ведется активная работа по восстановлению храма. За этот период здесь уже встречали Рождество Христово, освящали воду на Богоявление, регулярно служатся Литургии, молебны и панихиды. 14 марта 2020 г. в лебедевском храме была совершена первая после столетнего запустения Литургия. 

На стенах церкви установили пожертвованные прихожанином образы архангелов Михаила и Гавриила, и церковь снаружи получила иной вид.

Жители Лебедева много лет мечтали, что в их деревне начнется восстановление церкви, и делали всё возможное, чтобы это произошло как можно скорее. Видимо, время тогда еще не пришло, но они не отступали и просто своей настойчивостью упросили дать им священника, как вдова из Евангельской притчи. Люди в деревне добрые, общительные и верующие. 

«Когда я впервые вошел в храм, через ржавые гаражные двери, — рассказывает настоятель церкви, — то увидел, что внутреннее состояние храма еще печальнее внешнего: окон нет, где-то они были заложены кирпичом наполовину, через эти дыры и почти отсутствующую дверь дул сильный ветер, но самое ужасное — храм был по пояс завален мусором, стены исписаны граффити». 

Местные старожилы рассказали о том, как в храме успели побывать и стеклодувный цех, и сельский клуб, и зернохранилище. В 90-е гг. соседи ремонтировали там машины, использовали как гараж, молодежь собиралась на дискотеку, употребляли много алкоголя в храме, принимали наркотики и прочее. 

Сейчас храм приобрел совсем иной вид. В отгороженном приделе — алтарь с временным иконостасом и пространство,  устроенное прихожанами совместно, своими руками. Эта работа всех сплотила. За год восстановлена крыша площадью 600 кв. м и сделана не просто временная кровля, а фальцевая, над которой работали одни из лучших кровельщиков. Следующий этап — восстановление пяти куполов, некогда украшавших храм. 

Кроме крыши, куполов, внешней отделки, окон и дверей предстоит еще и длительное восстановление фресок, написанных когда-то в Васнецовском стиле, но практически утраченных. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.