29.09.2024 | Вера

Отказ от Бога — это отказ от жизни

Сегодняшнее Евангельское чтение о брачном пире — это зеркало, в которое каждый из нас должен заглянуть, чтобы увидеть себя таковым, какой он есть на самом деле перед лицом Бога. Вот мы услышали ее вновь и вновь можем задать вопрос своей душе и своей совести: откликаюсь ли я на Божественный призыв принять участие в общении и вечном пире Царя мира или нахожу всякий раз все новые и новые отговорки, оправдываясь бытом, занятостью, обязанностями по семье и работе, делами, отношениями и еще тысячью других занятий. 

Царство Небесное подобно царю, который устроил брачный пир для своего сына и пригласил многих. Этот царь — Сам Бог, Который приглашает нас разделить с Ним радость вечной жизни, радость спасения. Брачный пир — это образ небесного блаженства, к которому мы призваны через Христа. Но что же происходит в этой притче? Царь отправляет своих рабов, чтобы позвать тех, кто был зван, а они, пренебрегая приглашением, предпочитают свои дела: кто идет на поле, кто занимается торговлей, кто пренебрегает зовом ради своих забот и дел.

Сколь часто Господь зовет нас через Церковь, через Святое Евангелие, через наше сердце, но мы, занятые мирскими делами, не откликаемся. Нам кажется, что поле наше или наша торговля важнее, что наши житейские заботы стоят на первом месте. Мы отвергаем этот зов, потому что не видим, насколько он важен, не осознаем всей глубины приглашения.

Но притча идет дальше. Некоторые из званых не только пренебрегли приглашением, но и оскорбили, даже убили посланников царя. В этом мы видим образ тех, кто не просто отказывает Богу, но активно противится Его воле, отвергая истину, ненавидя святое, проявляя жестокость к Его посланникам, будь то пророки, святые или праведники.

Царь, разгневавшись, истребляет тех, кто отказался от Его приглашения. Это грозное предупреждение о том, что отказ от Бога — это отказ от жизни. Это не Бог отвергает нас, это мы отвергаем Бога и тем самым закрываем для себя врата вечной жизни. Мы все одинаково смертны перед Богом — и принимающие, и отвергающие. Истребление перед лицом Бога — это, по-видимому, участь находиться вне присутствия Божиего вечно, что, по сути, и есть вечная смерть. 

Но что происходит дальше? Царь посылает своих слуг снова, чтобы позвать всех, кого они найдут на распутьях, — и злых, и добрых. Это потрясающее свидетельство безмерной Божией милости. Бог не ограничивает Свой зов только теми, кто достоин по каким-либо меркам — мирским ли, Божественным ли. Он зовет всех — и злых, и добрых, потому что каждый человек для Него важен, каждый имеет возможность быть прощенным, спасенным, призванным к Нему. Это великое чудо Божественного милосердия.

Но и на этом притча не заканчивается. Мы слышим о человеке, который пришел на пир, но не был одет в брачную одежду. Он пришел, но не подготовился. Он был зван, но не изменился. И вот царь спрашивает его: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Этот вопрос звучит как предупреждение для каждого из нас. Мы можем быть зваными, можем и откликнуться на призыв, но все же важно, как мы откликаемся на этот зов. Формально ли или с полным пониманием того, что происходит, подготовившись, уделив этому время и душевные усилия. Ведь что такое для нас «брачная одежда»? Это не какие-то внешние атрибуты, не наши заслуги или достижения. Брачная одежда — это чистота души, это праведность, это наше покаяние и стремление к святости. Прийти на брачный пир без этой одежды — значит прийти к Богу без настоящего изменения сердца, без искреннего желания следовать Его воле.

В конечном итоге мы слышим страшные слова: «Много званых, но мало избранных». Зов Господа звучит для всех, но не все откликаются на него. Не все готовы пройти путь преобразования, не все хотят взять на себя крест, чтобы последовать за Христом. Быть избранным — это не вопрос привилегий, это вопрос ответа на зов. Это вопрос внутренней готовности принять Божий дар и жить по Его воле.

Сегодня, в Неделю после Воздвижения Креста Господня, этот вопрос звучит для нас особенно. Ведь крест — это наш путь к спасению. Чтобы следовать за Христом, недостаточно просто быть званым, недостаточно просто присутствовать на брачном пире. Нужно быть готовым взять на себя крест, нужно быть готовым надеть брачную одежду — одежду праведности, чистоты, веры и любви. Облечься в готовность пойти трудным путем, если такова воля Бога.

Пусть же сегодняшний день станет для нас не только напоминанием о милости Божией, но и призывом к глубокой перемене нашего сердца. Пусть мы все будем не только зваными, но и избранными, потому что откликнемся на Божий зов с покаянием, с любовью и с готовностью следовать за Христом по пути, который ведет нас к вечной жизни.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 29 сентября 2024 года. Неделя 14-я по Пятидесятнице. Храм иконы Божией Матери «Тучная Гора» в Заволжском, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.