24.10.2019 | 

Община – от слова «общее»

Церковь и городское сообщество, как они взаимодействуют?

Это непростой вопрос, особенно в наше время, ответ на который в принципе лежит в плоскости взаимодействия Церкви и гражданского общества. По факту существования в мире Церковь – это тоже институт гражданского общества, но в отличие от других ее деятельность простирается за земную жизнь. Ее главная цель — привести конкретного человека ко спасению души. Если человек выбрал христианство, если он выбрал православие, то главная задача Церкви — помочь ему найти путь ко спасению и помочь по нему идти. Отсюда, собственно, следует, что для Церкви не особенно важно, к какой светской субкультуре принадлежит человек, главное, чтобы у него было стремление спасти свою душу и желание строить свою жить по христианским заповедям. Поэтому взаимодействие Церкви с гражданским обществом и государством не первостепенно.

Оно второстепенно, но оно важно! 

Церковь, естественно, взаимодействует с другими социальными институтами. В Церкви есть образовательное, воспитательное, социальное направления, ведётся работа с заключёнными, бездомными, трудными подростками, алкоголиками, игроманами, наркоманами. И подчас люди считают, что это и есть основное предназначение Церкви. Но эта социальная работа — способ поддержать таких людей и привести и их ко спасению. Однако при этом необходимо, чтобы человек сам имел желание идти к этому, утвердился в мысли, что после смерти есть нечто большее, чем просто превращение тела в прах. 

Церковь Христова едина, но она как бы разделяется на две части, на Небесную — торжествующую,  и земную — воинствующую. Воинствующую не против людей, а за них, за их спасение. Как написал апостол Павел в своем послании к Ефессянам, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». То есть она воюет не с людьми, воюет с грехами, со страстями, с пороками, со всем тем, что уводит людей, как блудного сына в евангельской притче, «на страну далeче». И вот в этом-то и кроется смысл взаимодействия Церкви как с гражданским обществом, так и с государством. Людям, далёким от Церкви, это бывает непонятно, и они часто ассоциируют Церковь именно с государством.

К сожалению, должен отметить, что сейчас это взаимодействие становится всё сложнее. Уровень гражданского сознания и гражданской активности снижается, люди, особенно в городах, становятся более озлобленными, разобщёнными, угнетенными обилием негативной и агрессивной информации, выплескиваемой на них. Это выражается в том, что неосознанная протестная активность возрастает, а гражданская ответственность снижается. Это проявляется везде — на дороге, в интернете, в семье, просто в общении, и в том числе, в отношении к Церкви. 

Вот такой недавний пример. Тверские СМИ дали информацию о том, что в нашем храме Ксении Петербуржской в микрорайоне Юность 1 сентября пройдет молебен на начало обучения. Такие молебны каждый год проходят перед началом учебного года. Участие в них, естественно, добровольное. Прийти могут все желающие. И под этой новостью пошли какие-то страшные комментарии в духе: «мракобесы», «да они тупые, куда они лезут». Наша община в Юности существует уже двадцатый год, но вот именно сейчас началась бурная негативная реакция.

Это показывает, что люди вместо того, чтобы сплотиться, реально защищать свои права и начать созидать, разобщаются, встают на путь агрессии и недоверия.

Я пообщался с людьми в комментариях к новости про молебен. Предложил им сделать что-то позитивное. Ну, если не хочешь приходить на службу, пожалуйста. Помоги многодетным, малоимущим. Купи и подари, например, школьный рюкзачок или канцелярские принадлежности. У нас же много семей, которым нужна хоть такая помощь. И не важно, православный ты, мусульманин, атеист или буддист. Если нужна помощь ближнему, надо проявить милосердие. Наша община этим занимается. А вы? Кроме того, чтобы ругать и злословить, что сделали?..

К сожалению, у людей пропадает местный патриотизм, чувство малой родины, когда человек заботится о местном сообществе, о ближних, о природе, благоустройстве. Сложно сказать, почему так происходит. Может быть, потому, что люди отсечены от принятия решений, к людям не прислушиваются, не учитывают их пожеланий. Формальные структуры, конечно, есть, депутаты, разные общественные советы, объединения и так далее, а реального дела нет. И у людей опускаются руки, наступает апатия, развивается немотивированная агрессия.

Но как сказал Господь пророку Илии: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3-я Царств 19 ), так и сейчас многие совершают благие дела не благодаря, а вопреки действиям или на фоне бездействия существующих формальных структур.

Бывает так, что реально людей сплачивают именно неформальные объединения. Например, в «Юности» существует Воспитательный совет микрорайона. Люди, которые неравнодушны к воспитанию детей, собираются, чтобы обсуждать общие вопросы и искать пути их решения. Появляются кружки, секции, проводятся совместные мероприятия.

Общее дело сближает людей, и городская среда дает для этого большие возможности. В городе у людей есть масса способов применить свои знания и энергию, сделать пространство вокруг себя чище и лучше. И в этом пространстве уже нет кухонной и сетевой брани на Церковь, а есть просто стремление человека быть лучше. Это созидательный труд, который в конечном итоге делает чище и лучше самого человека и личное пространство его самого.

И участие человека в жизни настоящей церковной общины, являющейся по существу большой семьей, не мешает этому, а только помогает. 

https://tverlife.ru

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.