26.10.2020 | 

Обретение мощей священномученика Фаддея

В ходе изучения жизни исповедников и мучеников ХХ столетия в первой половине 1980-х годов автором были опрошены свидетели, знавшие священнослужителей и мирян, пострадавших во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1920–1930-х годах. И среди других живший на покое в городе Житомире архимандрит Спиридон (Лукич), который и сам интересовался судьбой исповедников, в особенности тех, кого он лично знал. Он с большим почитанием относился к священномученику Фаддею (Успенскому), в течение довольно продолжительного времени жившему в Житомире. Поддерживая тесные отношения с прихожанами в Твери, он собирал все, что касалось архиепископа.

Затем в самой Твери были опрошены практически все, кто прижизненно знал архиепископа Фаддея. Некоторые указывали и место его захоронения. Однако, как оказалось впоследствии, изменение вида местности, уничтожение храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», который долгое время являлся важным ориентиром, привели к утрате точного места. В середине 1980-х годов на этой территории были произведены раскопки, показавшие, что место захоронения действительно обозначено неточно.

Не имея новых свидетелей, автор стал более внимательно изучать этот участок кладбища и пришел к выводу, что одно из мест все же чем-то отличается от других, как будто к нему прикасается рука человека, однако ровно настолько, чтобы не обозначить его для посторонних, словно желая это место сохранить в тайне. Учитывая, что советская эпоха еще не закончилась, такое желание было вполне естественным.

Определив место, пришлось ждать, когда оно ничем не будет отличаться от окружающей местности, и так исполнить пожелание неведомого почитателя памяти праведника. В конце концов это случилось, все признаки посещения этого места исчезли и более не возобновлялись, что позволяло сделать предположение, что человек, посещавший могилу, скончался. К этому времени изменилась уже и политическая жизнь страны, не стало и того государства, в котором жил архиепископ Фаддей, и само оно при молчаливом лицезрении на этот процесс миллионов людей распалось, и, как всегда в подобных случаях бывает, население его на окраинах снова было ввергнуто в огонь гражданской войны. Для начала работ, направленных на обретение мощей, нужно было, чтобы стала ясна воля Божия, которая могла проявиться, в частности, через верующих жителей Твери, в их желании обрести мощи священномученика.

От времени определения места предположительного захоронения священномученика прошло более шести лет, когда летом 1993 года к автору обратилась Юлия Ефимовна Топоркова (впоследствии игумения Кашинского Клобукова монастыря Анна, перед смертью постриженная в схиму с именем Стефанида), которая попросила начать исследование по поиску места захоронения священномученика Фаддея. Нужно было взять на это благословение епархиального архиерея. В начале октября 1993 года состоялась встреча автора с правящим архиереем Тверской епархии, который также пожелал начать поиски.

К исследованию были привлечены сотрудники отдела археологии Тверского государственного объединенного музея. Работы начались 24 октября 1993 года. Автором были намечены три предположительных места захоронения, чтобы после официального их исследования отбросить все версии, и Юлии Ефимовне было сказано, где следует начинать раскопки. Первый день дал результаты скорее археологического характера – обнаружились остатки древних построек Твери. После чего было указано второе место. Проведенные в течение второго дня раскопки также не дали желаемых результатов. Как это часто бывает, при первых же неудачах не хватает терпения, люди теряют веру, что чаемое ими осуществится. Замусоренный край кладбища при дороге и отсутствие каких-либо ориентиров действительно не внушали больших надежд на успех.

Однако автор считал, что мощи архиепископа Фаддея будут обретены. Ему было известно, что погребение проходило при свидетелях, причем две свидетельницы точно знали, в какой день привезут на кладбище тело архиепископа, третья – оказалась здесь в значительной степени случайно, придя в этот день помолиться на могиле отца. Также было известно, что архиепископ Фаддей был похоронен без гроба, в нижнем белье. Предварительными исследованиями было выяснено, что в послепасхальные дни 1938 года тюремная могила была тайно вскрыта почитателями праведника, тело архиепископа помещено в наскоро сколоченный гроб, а в его руку вложено крашеное пасхальное яйцо. О смерти последнего Тверского архиепископа, в самые кровавые годы гонений на Церковь, сразу же было сообщено Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому), который совершил его заочное отпевание.

Автором было объяснено Юлии Ефимовне в деталях, где следует на этот раз копать. 26 октября, на третий день раскопок, рабочие натолкнулись на неординарное захоронение. Были приглашены археологи, которые и завершили работу.

В могиле, имевшей все признаки тюремного захоронения, когда при погребении не соблюдаются общепринятые обычаи, были обнаружены останки человека, погребенного в 1930-х годах. Об этом свидетельствовала, в частности, положенная в могилу монетка выпуска того времени. Останки находились в гробу, более похожем на ящик, сколоченный из тонких и узких досок. Руки человека были связаны проволокой, в одной из них оказались скорлупки от крашеного пасхального яйца. Все это совпадало с рассказами свидетелей, указывавших на обстоятельства погребения архиепископа Фаддея.

В тот же день была отслужена панихида по замученному Тверскому святителю. После этого останки были перевезены в отдел археологии Тверского государственного объединенного музея, о чем автору сообщила Юлия Ефимовна и попросила его приехать, поскольку в епархии не знали, что делать с останками дальше.

На следующий день, 27 октября, автор прибыл в Тверь, в отдел археологии, где отслужил литию по принявшему мученическую кончину архипастырю. Археологи предложили обратиться за содействием к заведующему кафедрой судебной медицины Тверского государственного медицинского института, доктору медицинских наук, профессору Виктору Сергеевичу Челнокову. Осмотрев найденные останки и сообщив после их осмотра кое-какие соображения, дававшие возможность думать, что они могут принадлежать священномученику Фаддею, он предложил сделать детальное исследование и обратиться в Москву к его учителю – заведующему отделом судебно-медицинской экспертизы Научно-исследовательского института судебной медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктору медицинских наук, профессору Виктору Николаевичу Звягину. Виктор Николаевич блестяще провел исследование на основании анализа исторических данных и методологии, которой в этих случаях пользуются эксперты. Оно проводилось со 2 ноября 1993 года по 15 марта 1994 года, после чего был сделан вывод, что найденные 26 октября 1993 года останки являются мощами, принадлежащими священномученику Фаддею (Успенскому), архиепископу Тверскому.

После завершения исследования Тверская епархия предложила передать мощи частным порядком, что навряд ли было достойно памяти великого архипастыря. Автором было предложено сделать перенесение мощей официальным порядком, чтобы в нем могли участвовать верующие Твери, запланировав его на 30 декабря, накануне дня памяти архиепископа Фаддея. Епархия согласилась и согласовала с городскими властями место встречи мощей и маршрут крестного хода до Вознесенского собора. Автобус для перенесения мощей из Москвы в Тверь был предоставлен Александром Васильевичем Буренковым, издателем первой из серии книги «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви. Жизнеописания и материалы к ним», опубликованной в 1992 году. Однако, чтобы избежать того, что люди при возможном опоздании автобуса будут ждать на морозе на улице, что владыка Фаддей вряд ли бы одобрил, решено было приехать в Тверь накануне вечером и остановиться в доме Александра Васильевича и Александры Васильевны Буренковых, о чем, впрочем, им не было известно заранее – что перед перенесением мощей в Вознесенский собор мощи священномученика посетят их дом. Это был один из тех случаев, когда не ты сопровождаешь святыню, мощи мученика, а мученик сопровождает тебя.

Хозяйку дома в это время пришли поздравить с прошедшим днем рождения ее подруги. Поставив раку с мощами священномученика, автор предложил им: «Вы можете попросить у архиепископа Фаддея всё, что вы хотите».

Одна из подруг хозяйки воспитывала без мужа двоих детей, с которыми жила в бараке, остро нуждаясь в другом жилье, но получить его в те времена было почти невозможно: страна, объявлявшая себя социальной, уже прекратила свое существование. И она просила, стоя у мощей священномученика, чтобы он помог получить ей квартиру. Ответ не заставил себя ждать. В течение нескольких недель она получила квартиру. Но, когда началось оформление документов, то их не удавалось оформить, и в различных инстанциях даже стало утверждаться, что ей незаконно дали квартиру. Она позвонила Александре Васильевне и стала жаловаться на свою незадачу. Та спросила ее, ходила ли она к владыке Фаддею и поблагодарила ли его? После этого она сразу же пошла в собор, где находились мощи архиепископа Фаддея, и заказала по нему панихиду. После этого дело скоро уладилось. Другая подруга Александры Васильевны потеряла первого ребенка-девочку и никак не могла забеременеть. Она попросила владыку Фаддея, чтобы он умолил Бога дать им с мужем ребенка. Через год после просьбы к владыке она родила девочку. Мать хозяйки, Нина Александровна, была в это время больна, она лежала в гипсе, который врачи постановили снять через месяц-полтора ввиду сложного перелома шейки бедра. Когда на следующее утро мощи священномученика Фаддея выносили из дома, она стала просить, чтобы мощи занесли к ней в комнату, что было сделано, и она попросила, чтобы Господь по молитвам владыки Фаддея дал ей здоровье. Через два-три часа после того, как она просила о своем выздоровлении владыку Фаддея, гипс рассыпался от груди до колена. Сразу же был сделан рентген, чтобы выяснить, нужно ли его вновь накладывать, но выяснилось, что гипс не нужен, Нина Александровна совершенно здорова; далее она могла уже сама помогать по хозяйству.

Люди попросили священномученика об исполнении своих насущных желаний, и Господь, по молитвам святого, сразу же исполнил просимое. Это было началом первых чудес, связанных с переносом святых мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, в Вознесенский собор в город Тверь.

 Архимандрит Дамаскин (Орловский)

«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3». Тверь. 2001. С. 481-565

На снимке: в новом храме в честь священномученика Фаддея (Успенского), месте, где 2 января 1938 года он был погребен, а 26 октября 1993 года обрели его святые мощи.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.