03.09.2020 | 

Образец кротости, смирения, чистоты

Сегодня, в день именин священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, Церковь предлагает нам для размышления евангельский отрывок с довольно страшными словами Христа. Вас будут гнать — говорит Он Своим ученикам, а значит — говорит это и всем христианам, в том числе и нам с вами. Вас будут сажать в темницы, на вас возложат руки, вы будете преданы родителями, братьями, родственниками и друзьями. Некоторых из вас убьют. Вас будут ненавидеть за имя Мое.

Но и с другой стороны, в этих тяжелых предостережениях есть то, чем Господь нас обнадеживает: “Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить или противостоять все противящиеся вам… И волос с головы вашей не пропадет, терпением вашим спасайте души ваши” (Лк. 21:15; 18-19).

Мы неслучайно вспоминаем именно эти слова Господа в день именин Его мученика, новомученика архиепископа Фаддея, ведь к нему эти слова относятся непосредственно: его преследовали, мучили, злословили, посадили в тюрьму, содержали в нечеловеческих условиях и, в конце концов, убили. На священномученике Фаддее сегодняшние слова Христа исполнились дословно. И он, зная эти слова Господа, прошел свой крестный путь до конца. И потому мы сегодня собрались здесь у раки с его святыми мощами, прославляя его мужество, его веру и его святость во Христе.

Но слова нашего Господа имеют значение и смысл далеко не только во времена гонений. Евангелие актуально в каждое время, во всякую эпоху. Оно было написано для живущих, а значит — для нас с вами. Какой же смысл могут иметь сегодняшние слова Евангелия для нас, христиан, живущих в эпоху без гонений, во времена мирные?

Когда мы забываем об опыте реальных гонений, настоящих страшных мучений за Христа, но желаем как-то быть этому подвигу причастными, мы порой воспринимаем всякую проблему, всякого человека, противоречащего нашей вере, всякого иного — как своего рода гонения против нас. Порой даже ссорясь с кем-то по причине, совершенно не связанной с верой, мы начинаем обидчику придавать статус гонителя. Тем самым утешаем себя, прикрываем свои несовершенства и даже начинаем оправдывать любые свои поступки: ведь если нас гонят, значит, мы все делаем правильно, следуем Христу. Это заставляет нас думать и действовать без оглядки, проявлять свою праведность там, где уместно и там где нет. Такой образ мысли ожесточает наши сердца. И, конечно, он, безусловно, далек от того, что говорил Господь. Ведь кроме “вы будете гонимы от ближних”, Он говорит еще “терпением вашим стяжите души ваши”.

Когда мы говорим о подвигах святых, о подвигах мучеников, мы часто ревнуем их подвигам и мученичеству. Нам тоже хочется святости, мы тоже любим Бога и хотим быть хорошими в Его глазах. А иногда — не столько в Его глазах, сколько в глазах своих собратьев по вере и по приходской общине. Мы тоже хотим чувствовать себя героями, настоящими святыми. И вот для того, чтобы стать святыми, не нужно геройствовать.

Не нужно быть гонимыми. Не нужно искать для себя гонителей, от которых потом защищаться. Достаточно следовать тому, чему учит нас Христос. Достаточно доверять Богу, любить Его, соблюдать заповеди, быть искренним и честным, разделять свою любовь с другими. Лишь немногие призваны стать мучениками или великими подвижниками. Но стать святыми призваны мы все.

То, что подвиг наш будет заключаться не в войне против зла, а в простом сохранении веры, в тихом пламени любви, никоим образом его не умаляет, не обесценивает, не делает ненастоящим.

Когда мы вспоминаем святых, мы восхищаемся их верой и их героической жизнью. И они, безусловно, заслуживают и восхищения, и почитания. Но пример их веры, их мученичества, их жизней кажется нам подчас практически недостижимым. И за величиной их подвига мы иногда не замечаем подвижников наших дней. Например, посмотрим на подвиг матери, которая в одиночку воспитывает детей. Часто в лишениях. В бедности. Сквозь слезы. Она работает, чтобы купить еду и одежду для детей, она ухаживает за ними, поддерживает чистоту, проверяет уроки, старается их радовать в меру сил. И это длится не пару дней, это подвиг не двух недель или месяцев. И при всем этом она не теряет веры, искренне доверяет Богу, благодарит Его за детей и за то, что Он помогает ей, пусть и через такие усилия, но создавать условия для их роста. Это многолетний ежечасный подвиг. Это тоже мученичество и святость.

Может быть, эта мама и сейчас стоит между нами. И мы ее не замечаем. И кто-то из нас, может быть, как-то нелестно отзовется о ней или осудит за то, что она не пришла к праздничной вечерне. Или что постится недостаточно истово или выполняет правило не так, как кажется правильным нам. И вот такое отношение к человеку, несущему подвиг и есть то, о чем хочет нам сказать Господь в сегодняшнем Евангелии. Сегодняшнее слово Христа — не только о том, что нас будут гнать, но еще и о том, что часто и мы становимся теми самыми гонителями.

А потому нам стоит со всяким вниманием и трепетом относиться друг к другу и помнить о том, что наше праведное раздражение не означает того, что кто-то другой совершает что-то действительно неправильное или недостойное. Наше раздражение, ненависть, гнев, — прежде всего, мерило нас самих, мерило легкости наших сердец. Мы должны быть, прежде всего, братьями и сестрами друг другу, любящими и любимыми друг другу. Ведь наш Божественный Учитель дал единственный способ для того, чтобы определить правильность наших дел: “по тому люди узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин.13:35).


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Проповедь, 3 сентября 2020 г. Архиерейское подворье собор Вознесения Господня г. Твери. Память апостола Фаддея от 70-ти. День тезоименитства священномученика Фаддея, архиепископа Тверского.


 

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.