11.11.2019 | 

НОВАЯ ТВЕРСКАЯ ОБЩИНА

В разрушенной тверской церкви за несколько месяцев возникла новая община. Вместе молятся, вместе в скорбях и радостях, вместе восстанавливают храм. 

На вопросы отвечает протоиерей Георгий Белодуров, настоятель церкви в честь великомученика Никиты, г. Тверь

– Зачем человеку разрушенный храм, когда рядом много благоустроенных церквей, где можно усердно и с толком помолиться?

– Во-первых, говоря о внутреннем и внешнем виде храма, мы переходим из чисто духовной сферы в сферу храмовой эстетики. А эстетика – вещь сугубо личная. Именно к ней относится поговорка «о вкусах не спорят». С другой стороны, разрушенный храм – бельмо на глазу у верующих (это ведь дом Божий!), у горожан, у властей. Разрушенный храм во всех отношениях – явление временное. Сердце прихожанина, а равно и настоятеля, желает благолепия храму Божию. И, значит, храм будет однажды обязательно восстановлен.

– Правда ли, что молитва в полуразрушенном храме особая?

– У некоторых верующих возникает ощущение присутствия в древней катакомбной церкви, когда христианство имело неофициальный, тайный характер. Не случайно и в годы жесточайших гонений, которые пережила наша Русская Церковь в ХХ веке, возник термин «Катакомбная Церковь», обозначающий тайные церковные организации того времени. Но, как я уже сказал, в обществе, где Церковь существует легально, храмы нужно приводить в такой вид, который будет отвечать названию Дом Божий. Как возглашает Церковь на воскресной Вечерне «Господь воцарися, в лепоту облечеся», а лепота – это красота.

– Почему многим хочется начать церковную жизнь с нуля?

– Всякий раз после глубокой исповеди получаем такую надежду – начать жизнь с чистого листа. Но если посмотреть шире, возможно, но это лишь предположение, придя на новый приход, человек ищет того, чего ему не хватало раньше. И хотя самое важное – Причастие, которое человек может получить в любом храме, – мы ищем утешения в малом – в приходской жизни, в добрых отношениях с людьми и с батюшкой, в общих делах во славу Божию.

– Что в вашем храме – приход или община, чем он отличается от других тверских приходов и общин?

– Мы только начали путь. Дай Бог сохранить то братолюбие, которое заповедал нам Христос, говоря «любите друг друга». И как сложится жизнь прихода далее зависит от многих, не всегда заметных вопросов. Самоотдача, терпение, труд и очень важно – молитвенная жизнь прихода и каждого прихожанина.

– Можно ли спастись, просто посещая богослужения, или обязательно активно участвовать в церковной жизни?

– Спасение в руках Божиих. Но и человек должен прилагать к этому усилия. «Царство Небесное нудится!» И потому одним из самых важных трудов, а если хотите, то и «понуждений», является регулярное посещение храмовых служб и прежде всего Божественной Литургии. Гарантии никто не дает, но в церковь ходить нужно – и молиться, и помогать.

– Не мешает ли активное участие в приходской жизни: работа с детьми, стариками, больными, работа в храме и т.п., – молитвенному настрою, серьезной, внимательной молитве?

– Можно – всякое дело творить с молитвой, а нужно – не забывать о Боге всегда. Трудно это, но нужно прорываться сквозь собственные немощи, приобретая качество, которое у Святых Отцов называется «трезвение».

– А что это такое – трезвение?

– Трезвение – это особое, духовно мотивированное состояние ума верующего, при котором устанавливается контроль над помыслами и эмоциями. Греховные, страстные помыслы вытесняются нами из ума полностью, и они перестают жить в нас. Чистота ума и сердца становится нормой нашей жизни. Но внимание ослабевать не должно. Можно долгие дни провести без привычных нам искушений, и лишь однажды расслабившись, пасть, и после обречь свою душу на длительную борьбу за утраченную чистоту сердца. А вернувшаяся страсть подобна тем семи злейшим бесам, о которых предупреждает Христос в Евангелии. Трезвение и есть то постоянное внимание, которое, вытеснив из души страсть, стоит на страже и не пускает эту страсть обратно.

– Должна ли уже сложившаяся община уберегаться от новых людей, чтобы сохранить саму себя, свой церковный настрой?

– Коллектив всегда силен своей традицией, а Церковный коллектив – силой своей церковности, мудростью святых отцов и усердием настоятеля. Поэтому чуждых – сектантов, например, – надо удалять. А ищущих Истины и Слова Божия – воцерковлять.

– Стоит ли вот так «рубить с плеча» захожих сектантов, может, община смогла бы им как-то помочь выбрать истинный путь?

– Начинающая община должна себя оберегать. Зрелая община может показать внешним людям, как она живет. Людям из сект… Но если их много, я думаю, лучше держать их на дистанции.

– Как человеку, пожелавшему стать приходским активистом или, как сейчас говорят, волонтером, влиться в уже сложившийся коллектив (общину)?

– Приходить на службы, участвовать в субботниках, паломничествах и постепенно врастать. Скоро он почувствует себя «своим», и люди его примут. Главное не качать права и не командовать с первых дней.

– Как настоятель должен вести себя в общине?

– Священник должен участвовать в жизни прихода. И не только благословляя различные мероприятия и труды. Но участвовать и лично. Особенно это касается молодых священников, у которых сил и здоровья побольше. Но и пожилой священник может поучаствовать в культурном мероприятии, которое проводится на приходе, или помочь с разгрузкой стройматериалов, посетить больную прихожанку или попить чайку с прихожанами после субботника.

– А что такое духовная семья?

– Думаю, что духовная семья и есть христианская община в подлинном смысле этого слова. Это люди, объединенные вокруг священника, а если храм многоштатный, то есть священников несколько, то и вокруг этих священников. Священники – братья, а их чада – дети и племянники, братья и сестры друг другу. Отцу ведь не нужно говорить: сын, иди и дружи со своим братом. Братья и сестры в нормальной семье всегда дружат и помогают друг другу. Но уважают и почитают отца. Так было бы желательно и духовным братьям поступать. В идеале мы все – братья и сестры. Все мы, члены Церкви и народ Божий.

– Каким бы вы хотели видеть приход Вашего храма?

– Молитвенным. Дружным. С развитой социальной структурой (пока этого нет).

– Как будет выглядеть приход внутри?

– Существуют некоторые стандартные для многих приходов структуры. Почти повсеместно есть воскресные школы и приходские библиотеки. А остальное зависит от людей и их талантов и желаний. Певчие могут организовать кружок церковного пения. Художники – художественную или иконописную школу. Дизайнеры – фитодизайн. Могут быть различные детские и взрослые кружки – православный театр или театр кукол, кружок иностранного языка (в принципе такого, какой найдется специалист и желающие изучать его). Фотокружок или кружок по видеосъемке, в том числе с квадрокоптера. Я мог бы вести кружок астрономии, в университете я уже когда-то руководил таким кружком. Во всех случаях настоятель должен прислушиваться к желаниям прихожан и использовать их творческий потенциал.

– Ваш приход совсем еще молодой, бывают ли сложности во взаимоотношениях?

– Актив складывается, но в общине, как в живом организме, это процесс непрерывный. Какие сложности? Я не знаю. Моя задача личным примером показывать образец терпения, доброты и братолюбия, а также, принимая исповедь, просить о том же всех исповедующихся. Требовать абсолютных, идеальных результатов – слишком наивно. Мы все люди, со своими недостатками. И должны терпеливо работать над собой и с любовью относиться к братьям и сестрам во Христе.

– Недавно Ваш приход очень радостно встретил свой первый престольный праздник.

– Помощников было очень много, каждый помогал, как мог. Всем им огромная благодарность. Этот праздник нам запомнится на долгие годы. Все это воспринимается теперь как настоящее чудо! И потому хочется поблагодарить еще и Господа Бога, без Которого не творится ни одно из чудес, Матерь Божию и дивных во святых великомучеников Никиту Готфского и Димитрия Солунского, которым посвящен наш храм.

– В социальных сетях Вы как-то позиционировали себя так: «Кто я? Православный. Священник. Церковник. Русский. Монархист. Консерватор.Традиционалист. Гомофоб. Христолюбец. Филантроп. Националист (в смысле не космополит. Не толерантный, т.е. отдаю предпочтение правде, а не лжи. Претензии не принимаются. Ибо это так». Не будет ли такая жесткая позиция разделять новый приход, не отпугнет ли новичков?

– Первые три не обсуждаются. Я православный, священник и чтущий Церковь человек. Русский – последнее время враги нашей Родины стали стыдится этого слова. Я не стыжусь. Монархию считаю исторически и культурно близкой нашему народу. Но главное, монарх обретает власть по рождению, а рождение и смерть целиком в руках Божиих. А президент получает страну в результате победы в предвыборной борьбе. Свои взгляды я никому не навязываю, но и прятать их не собираюсь. Консерватор против революций, традиционалист любит то, что принял от Отцов: священнические одежды, церковно-славянский язык и т.п. Христолюбец ставит во главу всего – Христа, Евангелие и Церковь, не воспринимая Церковь как некую корпорацию, а как путь в Царство Божие. Филантроп любит людей. Это наша обязанность. А у некоторых есть еще и такой Божий дар. Всё это правда.

   

***

Немного истории

Первая церковь Никиты великомученика в Твери была деревянной. Точную дату ее постройки установить трудно, но она упоминается в писцовых книгах 1628 г. В 1739 году церковь пришла в ветхость, и на ее месте была выстроена новая, также деревянная. В 1759 г. было подано прошение о строительстве каменной церкви Никиты вместо деревянной. Она была окончательно построена в 1763 году, а освящена 15 сентября следующего, 1764 года, в день святого Никиты. Церковь построена в стиле барокко: кирпичная, оштукатуренная, типа «восьмерик на четверике». С востока к основному объему примыкает пятигранная апсида. В 1774 г. к церкви был пристроен и освящен южный придел, который в 1820–1825 гг. был перестроен и расширен. В 1872–1875 гг. к церкви был пристроен северный придел, а также проведены ремонтные работы здания и обновлено внутреннее убранство. Приделы храма: левый – в честь иконы Богородицы «Утоли мои печали», правый – вмч. Димитрия Солунского. В наружном убранстве приделов приемы позднего барокко сочетаются с формами классицизма. Последний ремонт церкви состоялся в 1926 г. В последующие годы храм потерял колокольню, в остальном его внешний вид не изменился.

3 декабря настоятелем церкви был назначен протоиерей Георгий Белодуров. В настоящее время храм остро нуждается в финансировании реставрационных работ! Это последняя не восстановленная в Твери церковь.

http://vprav.ru/

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.