19.09.2020 | 

Не бояться дня кончины мира

Ученики спросили Господа наедине: «скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). И Господь поведал им о признаках последнего времени. Он сказал, что многие будут говорить “я Христос” и прельстят людей. Что всюду будут говорить о войнах. Что восстанут люди друг против друга и будут голод, эпидемии и стихийные бедствия. Что христиан будут отдавать на мучения, убивать, ненавидеть за имя Христово. Что ненависть умножится до пределов. То будет время охлаждения любви, умножения беззакония, время лжепророков и соблазнов. Но спасется претерпевший это все до конца.

Мы, живущие в относительно спокойное время и в спокойном месте, люди, оглядываясь немного назад, в двадцатый век, можем с ужасом обнаружить, что все, о чем говорил Господь в сегодняшнем Евангелии — кажется уже было. Были две войны, самые разрушительные за всю историю человечества. Люди восставали друг на друга. Были эпидемии, был голод, были сильнейшие природные катастрофы. Христиан отдавали на мучения, миллионы людей были замучены, некоторых мы знаем сегодня прославленными в лике новомучеников, но еще большее количество — не знаем. Была и ненависть, беспредельная и бесчеловечная. Были и беззаконие, и лжепророки. Все, о чем говорил Христос, мы можем увидеть в совсем недавнем прошлом нашего человечества. Господь говорит на все это нам: “Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец” (Мф. 24:6). Даже, несмотря на очевидное соответствие событий прошлого века словам Господа о признаках конца, только Отец Небесный знает о сроках кончины мира.

В самые страшные для человечества времена Бог ближе всего. Крестные события показали нам, что там, где тьма пытается поглотить Божий свет, Бог торжествует и побеждает тьму и смерть. Где мучают и убивают учеников Христовых — там присутствует Бог. Ибо где Голгофа и Крест — там ближе всего к славному воскресению. 

Ученики спрашивали Христа о признаках последних времен не один раз. И Господь много говорил об этом в Евангелии. Он говорил, что все это произойдет вскоре, и христиане первых веков особенно ждали Его скорого пришествия. И они тоже видели эти знаки конца времен: мучения собратьев, войны между народами, голод и катастрофы. Если обратиться к истории мира, то мы увидим, что признаки конца, о которых говорил Господь, были во все времена после Его воскресения: вспомним гонения Нерона, вспомним инквизицию, геноциды, вспомним, что и сегодня убивают христиан, и убивают целые народы, как, например, в Африке. Таким образом, вероятно, последние времена — это все время между Воскресением Христовым и последним Судом, все время Нового Завета. 

Но для чего все эти испытания для людей, а особенно — для христиан, учеников Христовых, верных Богу? Потому, что Сам Христос прошел через ужас страдания и смерти. Ибо там, где сгущается тьма — сильнее виден свет. А значит, чем больше безумия в мире, тем отчетливее звучит евангельская Истина. Все ужасы последних времен — еще не конец. Но они необходимы, чтобы конец пришел.

Мы не знаем, когда наступит последний день мира. Мы не знаем, когда наступит последний день для каждого из нас. Но Христос учит нас через Евангелие не бояться ни дня кончины мира, ни дня собственной кончины. Поскольку для верующего человека последний вздох в земной жизни означает первый вздох в жизни будущего века, в вечной жизни со Христом. Если мы будем искать Господа каждый день нашей жизни, ждать встречи с Ним как самого важного события — то встреча с Ним, конечно, не будет нас пугать.

Научимся у апостола Павла тому, как вдохновенно и светло ожидает сам он тех времен и учит этому верных Фессалоникийской Церкви: 

“О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.

Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы — бодрствуем ли или спим — жили вместе с Ним. 

Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла” (1 Фесс. 5:1-22).

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.