3 ноября, накануне празднования в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в церкви в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы поселка Власьево г. Твери. Архиерею сослужили благочинный III Тверского церковного округа, настоятель храма протоиерей Димитрий Курдюков, настоятель Вознесенской церкви д. Дудино Калининского района священник Валерий Юкин; клирики Казанского храма протоиерей Виктор Савин, священники Евгений Антонов и Павел Шебуков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков и иеродиакон Ефрем (Осипов).
В 2024 году исполняется 225 лет с момента освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Власьево г. Твери (1799 г.) и 35 лет с момента возобновления богослужебной жизни (20 июля 1989 г. состоялось первое богослужение).
За богослужением пел сводный хор архиерейского подворья Казанского храма и церкви Рождества Христова в Рыбаках под управлением иерея Василия Бащука.
На утрене во время канона владыка помазал всех молящихся освященным елеем.
Во время богослужения архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии.
После богослужения митрополит Амвросий обратился к пришедшим на богослужение с архипастырским словом:
Крестный ход в день Казанской иконы Божией Матери является нашим общим свидетельством о единстве. И это свидетельство о единстве нужно всем нам, чтобы увидеть друг друга, почувствовать помощь друг друга, помолиться друг с другом, пройтись по центральной Екатерининской улице нашего города с молитвой Божией Матери, вспомнить о 1612 годе — о тех временах, когда наше Отечество оказалось в опасности. В другой опасности, не меньшей сегодня тоже находится наше Отечество, поскольку мы переживаем особые треволнения и времена, в которые мы оказались перед риском потери своей идентичности, перед риском переформирования того, что связано с нашей верой, культурой, преданием и историей. И очень важно, чтобы мы и внешним и тем, кто приезжает издалека на нашу землю, показали, что мы верующий православный народ. Не боясь ни снега, ни дождя, ни холода так же, как этого всего не боятся наши воины, которые защищают нашу землю; так же, как этих природных явлений не побоялись наши предки, когда защищали Москву от иноземцев и иноверцев. Мы должны прийти в себя и понять, что времена весьма непростые; что мы находимся на перепутье. Насколько мы будем жить по-христиански, насколько мы будем доверять Богу и жить по Его заповедям, в ту сторону и перевесят весы нынешней истории, которые будут показывать нашим потомкам направление будущего.
Заступница усердная рода христианского — так мы называем Пресвятую Богородицу, молясь перед Её Казанским образом. Но для того, чтобы она действительно была Заступницей за нас, мы должны стать родом христианским. Каждую минуту, каждый час мы должны напоминать себе об этом и подавать деятельный пример и детям, и внукам и всем тем, кто нас окружает, и тем, кто видит нас на улице нашего города. Не дурные примеры показывать, а именно добрые и хорошие. А для этого ежедневно нужно испытывать свою совесть и исправлять свою жизнь. И быть настоящими людьми покаяния, то есть изменения ума, сердца и жизни. Пусть Заступница усердная покрывает наш русский народ, а мы давайте стремиться к тому, чтобы быть настоящим родом христианским.
В период польского нашествия (1605–1612), в «Смутное время», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626, 13 апреля). Ночью келия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
Пресс-служба Тверской епархии