17 мая митрополит Тверской и Кашинский Амвросий принял участие в монашеском направлении XXIX Международных образовательных чтений в Москве. Направление называется «Древние монашеские традиции в условиях современности».
Владыка выступил с докладом на тему «Священное Писание и творения святых отцов в повседневной жизни монашествующего: обзор исторических и современных практик обителей Русской Православной Церкви». Предваряя свое выступление, он выразил надежду на то, что данная тема еще найдет свое развитие в научных богословских трудах, так как не может быть отражена во всей полноте в докладе.
Митрополит Амвросий предложил слушателям экскурс в историю монашеской традиции, связанной с чтением Слова Божия.
«В древности в монастырях, в том числе и монастырях Русской Православной Церкви, которые были не только духовными центрами, но и центрами образования и культуры, производились работы по переписыванию текстов Священного Писания и наследия святых отцов», — напомнил владыка. Однако исследовательский интерес митрополита Амвросия был больше направлен на то, какое место занимало Священное Писание в жизни монашествующих. Принятый изначально в Русской Церкви Студийский устав предписывал чтение поучительных писаний за трапезой. С этим уставом с самого начала в монашескую традицию Русской Церкви входит благоговейное и почтительное отношение, прежде всего, к Священному Писанию. При переходе на Иерусалимский устав эта традиция не исчезла, предписывая множественные чтения из творений святых отцов и Священного Писания, распределенные по всему богослужебному кругу. Традиция чтения духовных книг сохранялась на протяжении веков трудами как древних русских отцов, так и последующими поколениями монашествующих. Жизнеописания и творения сонма великих русских святых свидетельствуют о том, сколь большое значение придавали они чтению слова Божия. Перейдя к обзору трудов Оптинских старцев, которые вслед за преподобным Паисием (Величковским), переводившим творения древних отцов на славянский язык, основали своего рода школу русского перевода святоотеческого наследия, докладчик отметил, что именно в Оптине были изданы на русском языке «знаменитые творения «великих врачевателей душ человеческих»: преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Синаита, святителя Иоанна Златоуста. Книгами, изданными Оптинскими старцами, руководствовались в своей духовной жизни многие поколения русских людей».
Установившуюся традицию изучения слова Божия в современных монастырях владыка проиллюстрировал примерами из жизни Троице-Сергиевой лавры и обителей Тверской митрополии, а также рассказал о том, сколь большое значение имеет чтение духовной литературы в сочетании с молитвой для монашествующих всех поколений. В завершение митрополит Амвросий привел слова современного подвижника отца Иоанна (Крестьянкина), часто говорившего в своих проповедях о необходимости соотнесения своей жизни со Священным Писанием: «Последовать Христу — это изучить святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста.
XXIX Международные образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» открылись 16 мая в Москве. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией традиционный январский форум был перенесен на третью седмицу по Пасхе и проходит в режиме видеоконференции.
17 мая началась работа монашеского направления, организатором которой является Синодальный отдел по монастырям и монашеству во главе с председателем Отдела митрополитом Каширским Феогностом, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы. Ответственный секретарь направления — игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.
В видеоконференции монашеского направления, дополнительно транслируемой на YouTube-канале, зарегистрировались более трехсот участников: архиереи, наместники, игумены и игумении, насельники ставропигиальных и епархиальных монастырей 97 епархий Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви, Белорусского экзархата и Латвийской Православной Церкви. Трансляция первого дня осуществлялась на Московском подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Перед началом конференции к участникам обратился митрополит Каширский Феогност. Его Высокопреосвященство передал присутствующим благословение Святейшего Патриарха Кирилла и пожелал плодотворной работы.
Монашеский форум начался с пленарного заседания. С докладом «Достойный преемник Крестителя Руси. Судьбоносный выбор святого благоверного князя Александра Невского и его значение для развития монашества на Руси» выступил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Выступление иеромонаха Меркурия (Хоменчука), магистра богословия, насельника Спасо-Преображенского мужского монастыря Бориспольской епархии Украинской Православной Церкви, было озаглавлено «Отношение к принятию монашества во времена святого благоверного князя Александра Невского и сегодня». В завершение пленарного заседания слово было предоставлено игумену Дионисию (Шленову), преподавателю Московской духовной академии, заведующему библиотекой МДА. Доклад отца Дионисия носил название: «»Оставив временная, возжелав небесная». Выбор святого благоверного князя Александра как пример верности Христу для монашествующих современного поколения».
После перерыва началась работа секции «Развитие монашества на Руси в свете исторического выбора Православия» под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, который выступил с первым докладом на тему «Богослужебно-молитвенная жизнь монастырей как основа Богообщения и Богопознания». Следующим докладчиком был епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата Московского Патриархата. Основной темой его доклада «Организация внутренней жизни монастыря и духовное возрастание монашествующих» стало размышление о том, как должна быть устроена жизнь в монастыре, чтобы монахи укреплялись и воодушевлялись в любви к подвижническому житию.
18 мая работа монашеского направления продолжилась в том же режиме.
По материалам Синодального отдела по монастырям и монашеству/Патриархия.ru