6 августа Православная Церковь отмечает память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (†1015). Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, похвальных слов, сказаний о мощах, чудесах в рукописных и печатных книгах XII–XIX веков.
В день памяти благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Покровское подворье Николаевского Малицкого монастыря в деревне Отмичи Калининского района.
Покровское подворье расположено в живописном уголке, недалеко от места, где река Тьма впадает в Волгу. Устье реки Тьмы — одно из мест древнейшего славянского освоения Тверского края и самой ранней христианизации. Место Отмичи связано с первыми канонизированными русскими святыми — страстотерпцами князьями Борисом и Глебом, а точнее, с младшим из двух братьев, Глебом. Согласно сведениям тверского патерика, в 1015 году князь Глеб, направляясь в Киев, чтобы проститься с отцом, великим князем Владимиром, незадолго до своей мученической смерти проезжал через Отмичи. Здесь его конь споткнулся, и князь, упав, потерял золотую гривну, висевшую на его шее. С тех пор на этом месте стали особо почитать страстотерпцев Бориса и Глеба.
В XV веке здесь был основан Покровский Отмицкий монастырь, одна из древнейших и в прошлом знаменитейших обителей Тверской земли. Ее настоятелями были святитель Акакий Тверской, в епископство которого Тверь переживала расцвет духовной жизни; архимандрит Вассиан (Кошка), церковный писатель, сочинения которого содержат ценную информацию по истории Тверского края.
Во время литовского нашествия в начале XVII века монастырь был разорен. Его единственный храм, Покровский, стал приходским. Место Отмицкого монастыря постепенно размывало водой, и после сильного наводнения храм и село было решено перенести на полкилометра выше по реке Тьме, уже на другом месте был воздвигнут новый величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с пятью престолами. Этот каменный храм в 20-е годы ХХ века был закрыт и некоторое время использовался как клуб. В 1939–1940 годах храм был разрушен.
С 2010 года восстановление монастыря легло на плечи настоятеля Николаевского Малицкого монастыря игумена Бориса (Тулупова). Через два года, 17 августа 2012 года, был заложен фундамент нового храма в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. При проектировании монастырского подворья было принято решение создавать архитектурный ансамбль в едином неовизантийском стиле. Облик Борисоглебского храма был вдохновлен одним из старейших сохранившихся храмов Афин (Греция) — церковью святых Феодоров (Феодора Тирона и Феодора Стратилата), возведенной в 1065 году.
6 августа 2022 года, ровно через десять лет после закладки, глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Великое освящение Борисоглебской церкви в Отмичах. После освящения архипастырь отслужил на освященном престоле Божественную литургию.
Ему сослужили: настоятель Николо-Малицкого монастыря и секретарь Тверской епархии игумен Борис (Тулупов), протоиерей Григорий Логвиненко, иеромонахи Никодим (Соболев), Арсений (Смирнов), руководитель административного секретариата Тверской епархии священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Виталий Новицкий, диакон Даниил Грудинский, диакон Михаил Быков.
За богослужением пел византийский хор Малицкого монастыря «Аксион Естин» под управлением протопсалта и регента Всеволода Бабицкого.
Разделить праздник и поучаствовать в соборной молитве собрались местные жители и паломники из Твери. Для них был организован бесплатный автобус. Среди гостей, посетивших праздник, — глава Заволжского сельского поселения Калининского района Г.А. Подобуева, генеральный директор ЗАО «Калининское» А.Ф. Оводков.
После Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь на тему Апостольского и Евангельского чтений, связанных с памятью святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба:
Мы знаем, что нет большей любви, чем отдать свою душу за друзей. Но любовь Христа была еще больше: Он отдал Свою жизнь за друзей, несмотря на то, что они не были еще Его друзьями. В этом любовь Божия, ведь Христос умер за всех людей еще тогда, когда многие были Его врагами. Умирая, Он никого не взял с Собой в смерть, но Своей смертью всех вырвал из смерти в жизнь.
Мы понимаем, что смерть Христова и смерть мучеников, страстотерпцев и благоверных — разные подвиги. Но вместе с тем мы понимаем, что их любовь всё же была сильнее нашей, ибо их любовь выразилась в делах, а наша — пока только в намерениях. Любовь, как и вера, не может быть без дел. Можно сколько угодно теоретизировать о подвиге святых, о христианстве и о евангельской вести, но до тех пор, пока мы раздражаемся и раздражаем, гневаемся и гневим, цепляемся хоть за самую малую власть, боимся будущего, не веря в Промысел Божий о нас, пока мы не делаем добрых дел, пусть даже самых простых, — до тех пор наши слова мертвы. И не в образном смысле, а в совершенно прямом: наша жизнь не начнет меняться, пока мы не станем сеять добро и добрые дела вокруг себя, без разбору. И только тогда, когда мы начнем делать это, сначала, скорее всего, через силу, а затем — уже с любовью, мы увидим, насколько изменится наша жизнь в самом буквальном смысле.
После сугубой ектении были прочитаны молитвы о болящих и страждущих, о помощи Божией в воссоздании Спасо-Преображенского кафедрального собора Твери.
На заупокойной ектении были помянуты приснопамятные митрополит Борис (Вик), архиепископ Глеб (Смирнов), епископ Глеб (Савин), а также православные воины и мирные жители, в нынешней брани умученные и убиенные.
На Херувимской песни архипастырь совершил поминовение о здравии и об упокоении, а также особую покаянную молитву о мире:
Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и ути́ши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя.
По заамвонной молитве вокруг новоосвященного храма по случаю престольного праздника был совершён крестный ход. Митрополит Амвросий прочитал молитву святым братьям-страстотерпцам и благословил их иконой молящихся.
Наместник монастыря игумен Борис (Тулупов) поблагодарил архипастыря за освящение храма в престольный день и подарил ему на молитвенную память икону святителя Арсения Тверского с частицей его святых мощей.
Митрополит Амвросий поздравил прихожан и гостей со знаменательным для монастыря событием — освящением Борисоглебской церкви на Отмицком подворье и с престольным днем храма:
Для меня сегодняшнее освящение храма в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба является милостью и благословением Божиим. Особенно трепетно находиться на том месте, где некогда был знаменитый Покровский Отмицкий монастырь, ныне возрожденный как подворье Николо-Малицкого монастыря, и на том месте, которое было освящено присутствием, согласно преданию, святого благоверного князя Глеба.
За тем, что мы сегодня видим, конечно, стоят огромные труды. Десять лет в наше время — это совсем небольшой срок для завершения строительства храма. Благодаря игумену и братии монастыря, их молитвам и заботам, благодаря вкладам тех людей, которые помогали создать копию одного из древних греческих храмов на нашей святой Тверской земле, мы сегодня являемся свидетелями и участниками этого торжества. Я хочу поблагодарить вас и ваших соработников на ниве Христовой за эти труды.
Всякий раз, когда совершаю богослужение в Николо-Малицком монастыре либо на его подворьях, чувствую себя как на Афоне. Это уникальнейшая возможность для многих наших соотечественников, и мужчин и женщин, побывать в особенных местах в России, где не просто по-афонски служат, строят и расписывают храмы, но самое главное — созидают монашескую жизнь, потому что, когда дух наполняют форму, эта форма оживает. А когда этого духа нет, то какой бы грандиозной и уникальной форма ни была, она мертва. И это красноречивее всего мы наблюдаем в музеях, где находятся многие наши древние святыни, но оживают они только тогда, когда хотя бы на какое-то время их переносят в пространство храма и перед ними совершается молитва. Сегодня благодать Святого Духа посетила этот храм, освятила его и осенила своим присутствием. Будем молиться о том, чтобы эта святая обитель не повторила, как и всё Отечество наше, и Церковь наша, судьбу многих храмов и обителей Русской Церкви XX века; чтобы мы были свидетелями и участниками продолжающегося созидания. Созидание всегда трудно, но в то же время оно благословенно, и всегда приносит радость, и делает из нас настоящих людей.
Архипастырь сердечно поблагодарил игумена Бориса (Тулупова) и во внимание к трудам по возрождению Николо-Малицкого монастыря и Борисоглебского подворья в деревне Отмичи наградил его медалью преподобного Нила Столобенского I степени. Также архипастырь поздравил игумена обители с тезоименитством и подарил ему святую просфору и наперсный крест с украшениями.
Завершился праздник трапезой по афонскому уставу в братской трапезной Николо-Малицкого монастыря.
Пресс-служба Тверской епархии