14.03.2021 | 

Литургия в день воспоминания Адамова изгнания

14 марта — Прощëное воскресенье и день воспоминания Адамова изгнания. Разные названия дня посвящены единой теме. Воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости показывает, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Из-за этих страстей жестоко пострадал Адам, навлёк смерть и погибель на весь род человеческий. Поскольку человечество пострадало из-за того, что Адам нарушил свой пост, то Церковь напоминает об этом на пороге Святой Четыредесятницы, чтобы с радостью начать Великий пост:

«Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное воскресенье достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Спасающаго души наша».


Воскресная утреня этого дня наполнена стихирами, погружающими ум молящихся в глубину и остроту события. Изгнанный Адам сидит и горько плачет, видя перед собой потерянный рай: 

«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиво Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго».

В канун Недели сыропустной, воспоминания Адамова изгнания, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе Твери в сослужении соборного духовенства.

За богослужением утрени этой Недели продолжалось пение покаянных тропарей «Покаяния отверзи ми двери…», которыми Церковь молит Господа простить согрешения людей.

Так же просил и Адам, и на его речь ответил Господь, вселяя спасительную надежду:

«Изгнан бысть Адам из рая снедию, темже и седя прямо сего рыдаше, стеня умилительным гласом и глаголаше: увы мне, что пострадах окаянный аз: едину заповедь преступих Владычню, и благих всяческих лишихся! Раю светлейший, мене ради насажденный быв, и Евы ради затворенный, моли Тебе сотворшаго, и мене создавшаго, яко да твоих цветов исполнюся! Темже и к нему Спас: Моему созданию не хощу погибнути, но хощу сему спастися, и в познание истины прийти, яко грядущаго ко мне не изгоняю вон».

По окончании утрени архипастырь прочитал молитву о прекращении пандемии коронавирусной инфекции.

В воскресный день, Неделю сыропустную, архипастырь совершил в кафедральном соборе Божественную литургию.

В начале Божественной литургии владыка совершил хиротесию во чтеца Павла Щербакова. 

В этот день в Церкви читался Евангельский текст о прощении согрешений ближнему и об истинном посте, который угоден Господу. После Евангелия митрополит Амвросий обратился к прихожанам с проповедью:

«Как непросто бывает нам простить кого-то, кто причинил нам боль, несмотря на то, что в глубине души мы прекрасно понимаем, что такое прощение принесёт утешение прежде всего нам самим. Как непросто бывает поститься спокойно, без надрыва, без попыток оказаться лучше других, без демонстрации своего благочестия. Хотя, опять же, где-то внутри себя мы сознаëм, что именно такой пост легче держать, что именно такой пост помогает нам становиться чуточку лучше, именно такой пост позволяет нам хранить главную Евангельскую заповедь о любви к ближним.

Время поста — это прежде всего время познания себя, познания своих немощей, своих недостатков. Но ещё это то время, когда с ними можно наконец примириться, признать их и научиться оберегать от них, этих своих недостатков, других людей, своих ближних. Упражняясь в этом на протяжении многих дней, мы можем приобрести действительно великое сокровище: смиренное, искреннее, открытое и любящее сердце. Которое не умаляется, но всегда только прирастает, сколько бы мы его ни раздавали»

За богослужением возносились молитвы о прекращении эпидемии коронавируса, о врачах и больных, о мире и любви среди людей.

В нынешний день сугубая молитва была вознесена о здравии Святейшего Патриарха Кирилла, архиерейская хиротонии которого было совершена 45 лет назад в Троицком соборе Александро-Невской лавры. 

Во время пения Херувимской песни  архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении, а также об упокоении епископа Царскосельского Маркелла, преставившегося ко Господу 3 года назад.

После отпуста было пропето славление святителю Арсению, епископу Тверскому, и прочитана ему молитва. Владыка освятил икону Святой Четыредесятницы, подаренную протоиереем Георгием Студëновым, настоятелем храма святого Архистратига Михаила в Тропарëве города Москвы.

После Литургии митрополит Амвросий пригласил прихожан собора на богослужения первой недели Великого поста и сообщил о принесении частицы Древа Животворящего Креста Господня в Тверь на Крестопоклонной Неделе:

«В течение первой седмицы ежедневно утром и вечером будут совершаться великопостные богослужения. Понятно, что не все из вас смогут присутствовать, в силу того, что каждый по-разному несёт своё служение в этом мире и ответственность перед своей семьёй, кто-то утром обычно работает. Но те, кто не занят какими-то необходимыми, неотложными делами, обязательно приходите ежедневно в святой храм. И, конечно, всех вас призываю по окончании работы приходить обязательно в храм на чтение канона преподобного Андрея Критского — в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а затем исповедоваться в пятницу или субботу и причаститься Святых Христовых Таин. Для тех, кто постоянно причащается, ведёт регулярную евхаристическую жизнь, можно, конечно, причащаться и в среду, и в пятницу на Литургии Преждеосвященных Даров, ведь без принятия Святых Тела и Крови Христовых нет жизни вечной. Пусть ничто не будет препятствием для Причащения.

Накануне Крестопоклонной Недели в наш Воскресенский кафедральный собор будет принесён Святой Крест с частью Живоносного Честного Древа Господня. Эта частица Креста Господня документально засвидетельствована и ведёт свою историю от самой равноапостольной царицы Елены, которая и обрела Святой Крест. Эта святыня будет принесена к нам из города Санкт-Петербурга фондом “Священное наследие”, который занимается собиранием подлинных древних христианских святынь, и будет находиться у нас накануне Крестопоклонной Недели на всенощном бдении, в сам день, когда мы будем совершать Божественную литургию, и на протяжении всей Крестопоклонной седмицы. И каждый из жителей нашего города, гостей его, паломников может прийти в Воскресенский собор и приложиться к величайшей святыне — частице жертвенника нашего спасения, на котором наш Господь Иисус Христос искупил всё человечество от рабства греху»

После слова митрополит Амвросий наградил победителей конкурса детского творчества «Красота Божьего мира. Александр Невский: Запад и Восток,  историческая память народа».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Справочная информация:

На богослужении митрополиту Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), священник Виталий Симора, протоиерей Георгий Белодуров, протоиерей Михаил Королёв, диакон Иоанн Зорин,  протодиакон Роман Соколов, диакон Игорь Зимарев, диакон Димитрий  Немчанинов. 

Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

Епархиальный этап Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира. Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»:

Дипломом I степени награждён Роман Васильев, ученик ЧОУ «Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя святителя Тихона Задонского».

Дипломом II степени награждена Ульяна Васильева, учащаяся ГБП ОУ «Тверской колледж культуры имени Н.А. Львова» ОДОД ДШИ. 

Дипломом III степени награждена Ульяна Белякова, ЧОУ «Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя святителя Тихона Задонского».

***

Неделя сыропустная — последний день перед заговеньем. В сырную седмицу мы уже не вкушаем мясного, а в Неделю сырную последний раз вкушаем молочные продукты и яйца.

Все памятные приготовительные к посту дни и тексты установлены для того, чтобы нам захотелось поститься: «Приспе время, духовных подвигов начало, на демоны победа, всеоружное воздержание, ангельское благолепие, к Богу дерзновение. Тем бо Моисей бысть Зиждителю собеседник, и глас невидимо в слухи прият. Господи, тем же сподоби и нас поклонитися Твоим Страстем, и Святому Воскресению, яко Человеколюбец».

Мы слышим и тексты, где упоминается главная цель поста: «Тем сподоби и нас поклонитися Твоим Страстем, и Святому Воскресению». Мы постимся для того, чтобы поклониться Страстям и Светлому Воскресению Христову. И мы уже в преддверии Великого поста…

Заговенье на Великий пост. Следует иметь в виду, что существующее на Руси понятие «широкая масленица» — изобретение скорее мирское или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселье. Такого благословения мы не отыщем ни в одном уставе. Наоборот, запретив употребление мясных продуктов, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, сырная седмица пронизана размышлениями о Страшном Суде Христовом. Поэтому земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.