Главный храм христианского мира – Храм Воскресения Христова в Иерусалиме или, как его чаще сейчас называют, храм Гроба Господня, является великим примером сакрального проектирования, когда вошедший в это пространство человек, можно сказать, оказывается внутри Евангельских событий – так много там церквей, часовен, памятных мест, связанных с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.
Причем все это зиждется на реальной евангельской географии и археологии: под общей крышей заключены, в частности, ставшие свидетелями спасительного подвига Христова Голгофа и Гроб Господень, а также другие святые места, в том числе пещера, бывшая когда-то цистерной для сбора дождевой воды, где святая равноапостольная царица Елена обрела в 326 (по другим источникам – в 327) году Животворящий Крест Господень.
Благодаря настойчивости царицы Елены, ее глубокой вере и самоотверженности в поисках, как сейчас бы сказали, исторической правды, мы можем с уверенностью и благодарностью Богу говорить о том, что тогда воистину был обретен Крест Господень.
А ведь ей во время изысканий пришлось столкнуться со многими трудностями. С одной стороны, вроде бы по археологическим меркам после смерти и воскресения Иисуса Христа прошло не так уж много времени – менее 300 лет. Однако нужно помнить, что из-за ряда обстоятельств первоначальный вид евангельских мест был утрачен, многие строения и городские стены разрушены, а на их месте возведены различные здания либо появились пустыри.
Как донес до нас церковный историк Евсевий Кесарийский, на месте Голгофы был поставлен храм Венеры, а на месте Воскресения Христова – храм Юпитера. Царица Елена, действуя от имени своего сына, равноапостольного императора Константина, повелела не только разрушить языческие святилища, но и снять большой слой земли под ними, посчитав эту почву оскверненной приношениями языческим богам. Неожиданно под этой убранной почвой была обнаружена пещера Гроба Господня. Также удалось найти место Распятия.
Об обретении же Честного и Животворящего Креста есть целых три предания. Впрочем, каждое из них показывает жажду верующего сердца обрести великую святыню и при этом похвальную осмотрительность и историческую честность, придавшие святой Елене, Иерусалимскому епископу Макарию и всем участникам поисков решимость точно убедиться, какой из обнаруженных крестов является не просто орудием казни, но орудием крестной жертвы Христа и нашего спасения.
И тут можно увидеть, что святая Елена применяет некоторые из приемов современных археологов, которые были доступны в то время и в тех условиях.
Как в сравнительно недавней истории XIX-XX веков и нашего времени историки и археологи могли датировать найденный при раскопках артефакт, а также доказать его подлинность? Прежде всего, необходимо привлечь большой пласт уже собранной информации по рассматриваемому историческому периоду: особенности шрифтов, языка надписей, узоров и рельефов, сюжетов, техники исполнения и материалов.
Находки сравниваются с уже имеющимися и датированными артефактами; кроме того, проверяется, соответствуют ли имеющиеся характеристики предмета раскапываемому историческому слою. Таким образом можно примерно судить о времени создания артефакта и месте его происхождения. Современным ученым также нередко помогает метод радиоуглеродного датирования и химический анализ красок и материалов.
Всего этого в распоряжении царицы Елены не было. Чем же она могла оперировать? Прежде всего, информацией от местных жителей. Конечно, прошло уже почти три столетия со времени Распятия и Воскресения Христа и двести лет с начала строительства по приказу императора Адриана языческих святилищ в разрушенном Иерусалиме, прямо на местах евангельской истории, и все-таки в некоторых иудейских семьях остались предания, которые очень помогли при поиске Креста Господня.
Об этом повествует наиболее распространенная версия тех событий, которая нашла отражение, в честности, в песнопениях праздника Воздвижения Креста. Святая Елена пыталась узнать вероятное местонахождение Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов полезную информацию удалось получить у пожилого местного жителя по имени Иуда, причем Елене пришлось применить имеющуюся у нее власть, чтобы понудить этого человека честно отвечать на вопросы.
В конце концов именно он указал на святилище Венеры как место, где, по известным ему преданиям, могла находиться святыня. И действительно, при тщательных поисках под разрушенным языческим храмом удалось найти пещеру, где в заброшенном бассейне для сбора воды были обнаружены три креста.
Нашедшие не могли понять собственным разумом, какой же из них – Крест Господень. И тут уже всё отдается на волю Божию: явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо.
Кстати, случившееся послужило ко спасению души того престарелого человека по имени Иуда, который сначала не хотел помогать обретению Креста: известно, что спустя какое-то время он крестился с именем Кириак, впоследствии стал епископом Иерусалима и погиб, отдав свою жизнь за Христа.
Самая древняя версия тех событий, которая, скорее всего, была изложена в утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV век), не упоминает об Иуде, но рассказывает о том, что когда святилище Венеры было разрушено, обнаружились три креста, и при прикосновении к одному из крестов тяжелобольной женщины произошло чудо исцеления.
Как повествует Геласий, женщина, которая была находилась в полумёртвом состоянии, по совету святителя Макария Иерусалимского, была принесена туда и ее поочередно приложили к трем найденным крестам. И вот при прикосновении к третьему кресту она получила исцеление, спасение от явно смертельного недуга, на что уже никто из близких и не надеялся.
Ее считали уже стоящей на пороге смерти, поэтому и исцеление, которое она получила, прикоснувшись к Кресту Господа нашего Иисуса Христа, в этом источнике именуется «воскресением», «восстанием», «возрождением», «полным обновлением».
Мы видим, как серьезно и ответственно подошла равноапостольная Елена к историческим изысканиям, которые были доступны в тот момент, как осторожно и бережно были проведены ею раскопки, так что в этой пещере, заваленной мусором, были найдены не только три креста, но также отдельно лежавшие гвозди и табличка с Креста Спасителя, на которой, по свидетельству апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Понтий Пилат перед казнью написал «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Причем раскопки потребовали труда и настойчивости. Насколько терпеливо и с надеждой на волю Божию относилась равноапостольная царица к проводимым работам, свидетельствует прорубленное под потолком «Пещеры обретения» окно, через которое, как считается, святая Елена наблюдала за продолжавшимися немалое время раскопками.
После обретения Креста и расчистки мест Евангельской истории император Константин повелел построить храм над Голгофой и Гробом Господним, чтобы он был «…великолепнее всех храмов, где-либо существовавших, и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений», цитирует его Евсевий Кесарийский. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика. После освящения этого храма Животворящий Крест вынесли на поклонение народу.
Таким образом, установление праздника Крестовоздвижения связано с торжествами в честь освящения построенного при императоре Константине храма Воскресения, местонахождение которого находится в границах нынешнего храма Гроба Господня. Кстати, сейчас это событие мы тоже отмечаем – оно сохранилось в церковном календаре под названием Воскресение Словущее, то есть «называемое Воскресением», и празднуется 26 сентября.
Для нас, христиан, очень важно, что с тех пор это место всегда оставалось святыней для христиан, хоть храм в разные времена подвергался разрушениям со стороны иноверцев, восстанавливался, перестраивался. И сейчас, проходя в храме Гроба Господня от одной церкви и часовни к другой, мы не просто вспоминаем события, которым они посвящены, – мы буквально ступаем тем же путем, что Спаситель, идем по следам Божией Матери, Лонгина сотника, святой царицы Елены…
И все это время сохранялась память о святых местах, открытых для поклонения равноапостольной Еленой. Среди них – та самая пещера Обретения Креста, самая глубокая точка во всем комплексе храма Гроба Господня. Туда ведут несколько десятков ступеней, начинающиеся справа от каменной лестницы на Голгофу.
Дорогу прерывает устроенный в XII веке, скорее всего, в уцелевшей подвальной части древней базилики подземный храм во имя равноапостольной царицы Елены, принадлежащий ныне Армянской Церкви. За престолом особой нишей и каменным седалищем отмечено место, где царица сидела во время раскопок. В вырубленном рядом окне горят три неугасимые лампады.
Оттуда паломник спускается по железным ступеням еще ниже и попадает в пещеру, где были найдены три креста, – сейчас это храм Обретения Креста Господня. Кстати, вдоль стен пещеры сохранилось огромное количество древних граффити в виде крестов, выбитых на камнях. Скорее всего, их оставляли паломники.
Эта подземная церковь находится в совместном пользовании Иерусалимской Православной Церкви и католической Кустодии Святой Земли. Там под низко нависающей скалой лежит черная мраморная плита с белым православным крестом – так обозначается место, где было обнаружено Честное Древо.
Католикам принадлежит также церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, в ней особо почитается площадка, где, по преданию, произошло воскресение умершего человека от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.
Одновременно с паломничеством верующих к великим святыням христианского мира, в Иерусалиме и даже в самом храме Гроба Господня, происходили время от времени исторические изыскания и археологические раскопки. Чаще всего это совпадало с необходимыми ремонтными и строительными работами и порой приводило к важным открытиям, помогающим дополнить информацию о местах, где происходили события, описанные в Евангелии и Деяниях апостолов, а также в ветхозаветных книгах.
Кстати, проводившиеся в XIX веке под эгидой российского Императорского православного палестинского общества раскопки помогли доказать, что хотя храм Гроба Господня стоит в нынешней городской черте Иерусалима, в евангельские времена Голгофа и пещера, где произошло Воскресение Христово, находились за городскими стенами, как о том и сообщается в Священном Писании.
Да что говорить – открытия в библейской археологии происходят и в наше время. В 2005 году была найдена купальня Силоам, о которой упоминается в Евангелии в рассказе об исцелении Спасителем слепого человека. А в нынешнем сентябре археологи рассказали о найденных восьми ступенях, по которым люди спускались в эту купальню.
Но Крест Господень – это не только часть Священной Истории, орудие нашего спасение, но и знамение будущего Второго Пришествия Христа. Послушаем преподобного Ефрема Сирина: «Ибо этот же первый Честный Крест явится опять и во Второе пришествие Христово – как честный, животворящий, достопоклоняемый и святой скипетр Царя Христа, по слову Владыки, Который говорит, «что явится знамение Сына Человеческаго на небеси» (Мф. 24. 30). Итак, Крест первый явится на небе со всем воинством Ангельским, озаряя землю от концов и до концов ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки Христа».