25.10.2020 | 

Храм Иерусалимской иконы Богородицы отметил 195-летие

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, памяти святых отцов VII Вселенского Собора (787 г.), Святая Церковь предлагает вниманию верующих евангельскую историю о воскрешении единственного сына наинской вдовицы (Лк. 7:11-16), в которой призывает к вере в воскресение мёртвых, и, прежде всего, в воскресение Христово. В этот день, 25 октября, Церковь также молитвенно чтит память иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Иерусалимская».

25 октября в посёлке Белый Городок Кимрского района Тверской области отметили 195 лет со дня строительства и освящения храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, а также 30 лет со дня его возрождения.

Божественную литургию в этот день в церкви Иерусалимской иконы Богородицы возглавил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в сослужении благочинного Кимрского церковного округа протоиерея Евгения Морковина, настоятеля храма протоиерея Александра Крюкова, благочинного Яхромского церковного округа Московской епархии, настоятеля Троицкого собора города Яхромы священника Сергия Бернацкого и духовенства Кимрского благочиния.

На богослужении молились глава администрации Кимрского района И.Н. Миронова, прихожане и паломники.

После евангельского чтения митрополит Амвросий обратился к молящимся с проповедью, посвящённой чуду воскрешения Иисусом Христом сына наинской вдовы (Лк 7:11–16). Архипастырь обратил внимание слушающих на тот факт, что Спаситель оказался для убитой горем женщины не просто сочувствующим прохожим, а Тем, Кто сумел пережить ужас потери сына вместе с ней и преобразить смерть в любовь, воскресив юношу: 

«В русском языке отношение Спасителя к вдове передают слова “сострадал”, “сжалился”, а в славянском тексте, который был прочитан только что “милосердова”, которое встречается в Евангелии всего два раза: один раз — здесь и другой — в притче о милосердном самарянине. О наинской вдове больше никто не может позаботиться, она потеряла последнего родного человека в этом мире. О пострадавшем  от разбойников тоже никто не позаботился, пока ему на пути не повстречался милосердный человек. Два раза встречается это слово, и каждый раз, когда оно используется, результатом сострадания становится не только отстранённая забота или добрые слова, но полное участие и действие.


Бог не просто входит в жизнь этой вдовы как посторонний, как прохожий, видящий чужое горе и пусть и сочувствующий ему, но не могущий поистине им проникнуться до глубины своего сердца. Он входит в её жизнь как близкий и родной, как Тот, Кто переживает также, как она. Его любовь и сочувствие — не дань нормам морали и этикета, это подлинное со-бытие, со-переживание, со-страдание, разделение жизни с другим со всей её трагичностью до конца.


Мы, вероятно, мало способны на такое глубокое отдание себя другому, понимание другого, любовь к другому. Но, будучи причастны Христу через общение с Ним в молитве и Таинствах, мы можем стараться, по крайней мере, отчасти быть причастными Ему и через Его любовь. И если мы и не можем воскрешать умерших, передвигать горы, и повелевать стихиям, мы, тем не менее, можем иметь раскрытое сердце, готовое принять боль другого и сделать её своей любовью».

По заамвонной молитве был совершён праздничный крестный ход по случаю престольного праздника.

Затем настоятель храма протоиерей Александр Крюков поблагодарил главу Тверской и Кашинской митрополии, духовенство и прихожан за радость совместного богослужения: 

«Дорогой владыка, честные отцы, братья и сёстры, благодарю вас, что вы сегодня пришли почтить Пресвятую Владычицу Богородицу, Покровительницу храма, в котором сегодня была совершена бескровная жертва ради нашего спасения. У нас юбилей — 195 лет с тех пор, как наши предки даровали возможность обозначить это место для Богородицы, а тем людям, которые сюда притекают даровать — исцеление от духовных и телесных недугов. 


Наш посёлок маленький, поэтому на приходе крайне мало людей. В советское время здесь был, так называемый, 101 километр, куда высылали неблагонадежных людей. Также здесь находился завод, на котором трудились эти люди. Позже они стали обосновываться в этом посёлке со своими семьями, а Пресвятая Богородица милостью Божией явила на них свою любовь для благоукрашения этого храма, в котором мы сегодня молимся».  

В ответном слове митрополит Амвросий поздравил пришедших на престольный праздник прихожан и гостей со знаменательными датами — 195-летием со дня освящения и — 30-летием со дня возрождения храма Иерусалимской иконы Божией Матери: 

«Мне хотелось бы поблагодарить всех тех людей, которые в течение тридцати лет созидали этот приход, украшали его и наполняли церковной жизнью. Дай Бог, чтобы эта жизнь “жительствовала” и дальше, развивалась, преображалась, чтобы как можно большее число людей находили свою дорогу в храм, и особенно люди молодые. Потому что именно они придут на смену нам, на те нивы, которые сегодня сеет старшее поколение, и возможно воспользуются плодами этих посевов. Но если мы не будем сеять, тогда они останутся духовно голодными. Мы в своё время не остались духовно голодными, потому что до нас сеяли новомученики и исповедники Церкви Русской. И сегодня всё и даже благолепие этого храма являются трудами, как может показаться нашими, но на самом деле это плоды — семян веры, веры до крови, до смерти, которые посеяли новомученики и исповедники нашей Церкви в XX столетии. Дай Бог, чтобы и наше поколение оставило поколениям грядущим такое же духовно богатое наследство».   

В день юбилейных торжеств были награждены настоятель храма, члены приходского совета, педагоги воскресной школы и жертвователи. Медалями святителя Симеона, первого епископа Тверского были награждены: протоиерей Александр Крюков в связи с 30-летием настоятельства и рукоположения в пресвитерский сан — I степени; С. А. Крюкова — III степени; Л. Н. Панина — III степени. Архиерейской благословенной грамоты были удостоены: М. В. Чехлова; Е. С. Пащенко и Т. М. Абдулрафикова. 

По окончании богослужения в здании воскресной школы гостям была представлена выставка, посвящённая истории храма Иерусалимской иконы Божией Матери. Затем состоялась праздничная трапеза, во время которой был показан фильм об истории храма. 

Днем митрополит Амвросий посетил АО «Кимрская фабрика им. М. Горького»,  которая производит средства индивидуальной защиты различного спектра (противогазы, костюмы, защитные маски и т. п.), в том числе средства защиты от COVID-19 для врачей больниц. 

Гостя у здания фабрики встретили генеральный директор И. А. Жохов и председатель Совета директоров фабрики А. В. Яковлев. Глава Тверской митрополии поблагодарил руководство и сотрудников фабрики за их деятельность и помощь в борьбе с пандемией коронавирусной инфекции и вручил благодарственную архиерейскую грамоту трудовому коллективу предприятия в ознаменование 95-летия предприятия. 

Для архиерея и сопровождающих его священнослужителей  и церковнослужителей  была проведена экскурсия и презентована продукция Кимрской фабрики. А. В. Яковлев на память о посещении предприятия преподнёс в дар митрополиту отреставрированную икону благоверной княгини Анны Кашинской. 

Фотогалерея


Справочная информация:

За богослужением пел хор церкви под управлением Веры Чихалиной.

После сугубой ектении была вознесена молитва о прекращении пандемии коронавирусной инфекции.

Церковь в селе Белый Городок существовала с 1629 г. Это была деревянная церковь во имя великомученика Егория страстотерпца (Георгия Победоносца).


В 1810 г. прихожане Георгиевской церкви направили прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию, в котором просили благословение на строительство в Белом Городке каменной церкви во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с приделами вмч. Георгия Победоносца и Архистратига Божия Михаила.


Причиной посвятить центральную часть храма Иерусалимской иконе Божией Матери послужило то, что в семье помещиков Михаила и Любови Сысоевых, проживающих в окрестностях Белого Городка, хранился образ этой иконы, почитаемый как чудотворный.


В 1825 году строительство храма завершилось. 14 сентября 1825 г. причт храма, прихожане обратились в Тверскому правящему архиерею Ионе с прошением освятить храм с престолом Иерусалимской иконы Божией Матери. 12 октября 1825 г. в день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери храм был освящен игуменом Кашинского Клобукова монастыря Петром.

Образ Иерусалимской иконы Божией Матери


Образ Иерусалимской  иконы Божией Матери в позлащенной серебряной ризе находился у правого клироса в особом киоте. Икона, прославленная своими чудотворениями,  чтилась не только в Белом Городке, но и  в окрестных селениях.


Первые упоминания о чудесах относятся к 1872 году. Во время эпидемии холеры в д. Ростовцы Троице — Вязниковского прихода Калязинского уезда, местные жители, прослышав об иконе, обратились к ней за помощью. После молебна перед иконой холера прекратилась. В 1873 г. по время повальной болезни, икону носили в д. Поречье и после моления перед ней болезнь отступила. Позже ее брали в Александро-Невскую женскую общину (затем женский монастырь), в село Кимры и другие селения. Жители села Кимры через тверское епархиальное начальство испросили Святейший Синод дать разрешение ежегодно, 15 июля, когда совершается крестный ход вокруг села, приносить туда чудотворную икону.


В 1930-е годы храм в Белом Городке был закрыт. В 1938 г. в церкви были размещены заключённые, пригнанные на строительство судоремонтного завода. Во время Великой Отечественной войны в храме жили беженцы. Позднее здесь был зерносклад, в центральном алтаре — молокозавод, в трапезной — клуб, где показывали кинофильмы и устраивали танцы. В 1970-е годы в церкви случился пожар. Пожарные несколько дней не могли справиться с огнем. После пожара церковь окончательно пришла в полное запустение.


Возрождение храма началось в 1989 году. Начались субботники по уборке территории  и помещений храма, сбор пожертвований, восстановительные работы. С 4 сентября 1990 г. настоятелем был назначен Александр Крюков, который возглавляет приход по настоящее время. Именно на его плечи легла нелёгкая ноша по возрождению храма. Постепенно, трудами и молитвами настоятеля, прихожан, благотворителей, храм восстанавливался и, наконец, приобрел нынешний величественный облик.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.