24.03.2023 | Церковь и мир

Кашинский фотограф

155 лет назад, 22 марта 1868 года родился Василий Арсеньевич Колотильщиков — фотограф, оставивший уникальную коллекцию фотографий Кашина конца XIX – первой половины XX в. с видами церквей и святынь Кашина.

С юности он стремился к знаниям и всему новому, а под влиянием петербургского профессора И.А. Шляпкина увлёкся фотографическим делом, рискнул, вложил все свои средства и в апреле 1891 года на Христорождественской улице Кашина (ныне ул. Петра Кропоткина) открыл при доме, где жил, собственный фотографический павильон, получив на то официальное разрешение.

Природная смекалка, трудолюбие и талант дали свои результаты — Василий стал хорошим фотографом, мастером своего дела. Кроме обычной портретной работы в фотоателье он одним из первых стал снимать городские пейзажи, репортажи о важных событиях и сцены повседневной жизни.

Снимки Колотильщикова исполнены на высоком художественном уровне и воспринимаются как произведения искусства, вместе с тем они с документальной точностью зафиксировали для нас многие черты исторической эпохи: дома и улицы старинного Кашина, облик его жителей, события: открытие железной дороги, испытание пожарной машины, торжества по случаю восстановления почитания святой благоверной княгини и инокини Анны Кашинской и многое другое.

Высокий уровень работ кашинского мастера был оценён на Всероссийском и международном уровне. Сведения о фотографе Колотильщикове приводятся в справочнике «Вся Россия» за 1901 и 1912 годы. В одном из номеров журнала «Фотографический ежегодник» за 1894 год была опубликована статья В.А. Колотильщикова «Самодельная ручная моментальная камера», в которой он делился своим опытом – ведь одну из своих первых камер он изготовил из деревянной чайной коробки, поместив в неё объектив от подзорной трубы. Его снимок «Идиллия», выполненный самодельной камерой, был опубликован в приложении к журналу «Фотографический ежегодник» за 1895 год.

 В 1902 году В.А. Колотильщиков участвовал в первой Московской международной художественной выставке. В 1908 году на Московской фотографической выставке его работы были удостоены серебряной медали. На международном конкурсе 1911-1912 гг. во Франции, организованном фирмой — производителем фотобумаги «GEVAERT» работы кашинского фотографа были отмечены дипломом и денежной премией в 50 франков по группе «С» (художественно-ландшафтные снимки).

На всех своих отпечатках Колотильщиков ставил авторские отметки — либо печать-тиснение в нижнем правом углу, либо карточка наклеивалась на именной фотобланк. Когда его ещё не было, на обороте ставилось клише «В. Колотильщиков». Работа мастера была тогда востребованной, он выполнял заказы, к примеру, Пулковской обсерватории. Вместе с тем как человек творческий, Василий Колотильщиков пробовал себя и в живописи.

В первые советские годы некоторые виды Колотильщикова перепечатывались, но у новой власти мастер оказался невостребованным. Частные фотографии были национализированы, самостоятельно же заниматься фотографией всё меньше было возможностей, в том числе из-за проблем с бумагой и материалами. Вероятно, это было одной из причин его поступления на работу в 1919 году в краеведческий музей (тогда он назывался историко-археологическим) младшим научным сотрудником и исполняющим обязанности заведующего музеем. Не случайно в собрании музея сохранились многочисленные работы Колотильщикова. Однако в 1925 году от работы в музее он был отстранён по идеологическим соображениям.

Известны лишь единичные работы фотографа, сделанные в 1930-40-х гг. Портреты он выполнял изредка, по просьбе своих немногочисленных близких знакомых. Близких людей у Василия Арсеньевича почти не было, личная жизнь была омрачена чередой печальных событий. 

Женился он довольно поздно — в 1906 году на приезжей учительнице из Москвы Марии Аркадьевне. Счастье было скоротечным — через год жена умерла во время родов, подарив ему дочь Нину, которая тоже умерла в возрасте одиннадцати лет в 1918 году. Потеря самого близкого человека совпала с революционными потрясениями в стране. Последний период жизни кашинского светописца проходил в бедности и одиночестве.

 Ушёл из жизни он 7 марта 1954 года и был похоронен на Сергиевском кладбище Кашина. Память о нём живёт в его фотографиях.

Часть работ В. Колотильщикова пропала ещё при жизни, а после его смерти многие негативы из его дома были просто выброшены в овраг. Тем чудеснее кажется обретение знаменитого живописного фона («фотозадника») из павильона Колотильщикова. Это большое декоративное панно размером 2,5 на 2,5 метра, было написано маслом на холсте немецким художником, о чем свидетельствует клеймо на обороте «L.MASSMANN MALER FRANKFURT/M», вероятно, по заказу фотографа. Рассматривая многочисленные портреты, сделанные Колотильщиковым в его студии, можно легко узнать этот живописный фон. 

После смерти Василия Арсеньевича этот фон, как и часть его негативов, оказался в фотоателье на улице имени Ленина и использовался до 1980-х годов. Когда фотоателье закрылось, уже потрёпанное панно чуть было не выбросили, но один из местных краеведов принёс его в фотостудию при доме культуры, находящемся тогда в здании Воскресенского собора. А когда Дом культуры готовили к переезду в новое здание в 2009 году, вновь обнаружился старый холст, который тогдашний руководитель «Калинки» Руслан Николаевич Ступников и передал в краеведческий музей, понимая его ценность.

 На холсте имеются многочисленные повреждения. Во многих семейных альбомах кашинцев и их потомков, разлетевшихся по разным городам и странам, хранятся фотографии, сделанные на этом живописном фоне с лестницей в саду. Когда-нибудь он будет отреставрирован, и уже новые поколения придут в музей запечатлеть себя для истории.

В 2016 году вышел документальный фильм, посвященный Василию Арсеньевичу Колотильщикову, снятый по его воспоминаниям (читает — И. И. Краско). Автор фильма — К. Пессяников.


По материалам социальных сетей Кашинского Краеведческого музея

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.