07.11.2020 | 

Канун памяти Димитрия Мироточивого

Память великомученика Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. 8 ноября Церковь молитвенно чтит святого Димитрия Солунского, Мироточивого.

Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей — с ними и я спасен буду, если погубишь — с ними и я погибну».  Действующие в борьбе с врагами веры воодушевляют сердце свое мужеством, основанном на святом камне, который есть Христос.

Накануне дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского, 7 ноября,  митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Успенском храме бывшего Отроч монастыря в Твери.


Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный II-го Тверского церковного округа протоиерей Олег Кульпин, настоятель храма игумен Пётр (Танашкин), иеромонах Марк (Святогоров), священник Максим Мищенко, диаконы Иоанн Зорин и Николай Еремеев. 

За богослужением пел хор Успенского храма под управлением регента И.С. Маркиной.

По отпусте утрени владыка вознес молитву об избавлении от вредоносного поветрия.

Владыка поздравил духовенство и прихожан церкви с наступающим воскресным днем и обратился с архипастырским словом:

«Братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю вас с воскресным днем и с днем памяти великомученика Димитрия Солунского — святого воина, человека, который почитается во всём мире за свою преданность Христу, преданность даже до смерти.


Святое Евангелие заканчивается очень трогательным и одновременно пронзительным повествованием о том, как Христос восстановил Своего ученика после его падения, после малодушия и троекратного отречения — в его апостольском достоинстве. Мы сегодня на утрене воскресного бдения слышали этот отрывок из Евангелия от Иоанна и были свидетелями диалога, который произошел между Господом Иисусом Христом и апостолом Петром — апостолом, который прежде самоуверенно утверждал свою решимость быть до конца с Учителем, но в какой-то момент потерял благодать, делающую человека сильным, и проявил малодушие. И из великого человека, обладающего огромным духовным потенциалом, человеческим потенциалом, талантами, рвением, очень резким и вместе с тем пламенным характером, превратился в человека малодушного и трусливого. 

Человек очень переменчив, и очень многое зависит в нашей жизни даже не столько от обстоятельств, сколько от того, насколько мы связаны с Богом. Только в Боге мы становимся по-настоящему сильными. Часто человек, который считает себя сильным по меркам мира сего, в обстоятельствах, которые превосходят человеческие силы и которые требуют божественного вмешательства, именно благодатной помощи свыше, теряет свое лицо; он изменяется до неузнаваемости не только для окружающих его людей, но даже для самого себя. И вот, Господь, видя сердце святого апостола, который, даже несмотря на свое отречение, о котором стало сразу известно в апостольской общине, сохранял свой авторитет, — Господь взирает на его покаяние, на его стремление вновь стать единым с Господом. Тогда Христос задает ему вопрос, очень простой и одновременно трогающий сердце, трогающий до слез: “Симон Ионин, любишь ли ты Меня?” — и Пётр отвечает: “Да, Господи, люблю Тебя”. Второй раз спрашивает Христос Петра: “Симон Ионин, любишь ли ты Меня?” — “Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя”. И в третий раз Господь спрашивает Петра теми же словами. Тогда Пётр восскорбел, потому что третий раз его Христос спрашивает об этом. Что же получается? Он ему не верит? Что это — некий знак нерасположения, знак потери доверия со стороны Божественного Учителя? 

Наверное, лишь потом он понял, что после троекратного отречения таким образом это отречение троекратное троекратным прощением было снято. А затем Евангелие очень просто, доступно и одновременно глубоко повествует дальше. В Евангелии всегда есть какие-то детали, которых мы очень часто не замечаем, и иногда даже кажется, что к нам это не относится — “Ну, хорошо, мы узнали о Воскресении, мы услышали о том, как говорил Христос со Своим учеником. Да, Он снова сделал Петра Своим апостолом”. Но вот, Христос сказал ему далее: “Иди за Мной”, то есть, проще говоря, Он сказал ему: “Пойдем, пойдем вместе со Мной”. Пётр обернулся и увидел другого ученика, которого, как апостолы считали, Иисус любил больше всех, потому что этот ученик был очень чистым сердцем, открыт к глаголам жизни вечной, и именно он больше всех любил Христа и поэтому был способен вместить Его слова. Увидев Иоанна, Пётр спросил: “А этот? Что будет с ним?” Как часто мы вместо того, чтобы смотреть на путь собственной жизни и задумываться о своих ошибках, падениях и восстаниях, анализировать свои мысли, намерения и дела, вдруг мыслями своими, вниманием своим пытаемся переключиться на другого человека и других переключить на него. “А он же что? Что будет с ним?” — спрашивает Пётр, и Христос говорит такие слова: “Если даже Я захочу, чтобы он пребывал, то есть находился на этой земле даже до того дня, когда Я приду, – что тебе до этого?” И вот еще одна деталь Священного Писания, которая должна обратить наше внимание на себя, — “с тех пор прошел слух, что этот ученик — Иоанн — никогда не умрет”. Евангелие говорит о том, что Христос не сказал Петру, что Иоанн не умрет. Он просто сказал, если даже Я захочу, чтобы Иоанн остался здесь на земле до того времени, как Я приду, то есть гипотетически предположив как бы эту картину, – то тебе-то что до этого? Ты иди за Мной. Вот это обращение Господа к Петру касается каждого из нас. 

Мы подчас начинаем смотреть на других, на их судьбы, на их удачи, на то, что они лучше живут, лучше выглядят, обладают большими талантами. У нас появляется некий ропот, сомнение, возмущение, вопрошания присутствуют по отношению к ним даже в наших молитвах — “Господи, ну почему у них-то всё хорошо, а у меня вот не так?” — “Что тебе до них? — говорит Христос; говорит Своему апостолу и каждому из нас. — Ты за Мной иди”. Что может быть больше этого, больше, чем слова Христа, зовущего каждого. Он зовет нас и просит не обращать ни на кого внимание —“Кто главнее, кто богаче, кто обладает какими-то большими талантами, возможностями, красотой — какая тебе до этого разница? Ты иди за Мной!” Воистину, что может быть больше этого призвания? 

Священное Писание удивительно. Оно так просто написано, но содержит в себе такие глубочайшие смыслы, которые открываются с каждым годом жизни. Христианин призван читать Священное Писание ежедневно, потому что это наш насущный хлеб, потому что мы не будем последователями Христа, если не будем питаться евангельскими словами. Неслучайно Церковь на своих богослужениях ежедневно без всякого исключения предлагает нам апостольские чтения и евангельские чтения, тем самым показывая, что это насущная пища, без которой мы не можем жить, без которой мы становимся духовными мертвецами. Эта пища дает нам размышление, эта пища для сердца и для ума; ума, который бывает пытлив. Иногда мы сами закрываем его от смыслов, которые открываются нам в Священном Писании, от смыслов, которые Сам Господь предлагает нам увидеть, и прочитать, и услышать в этих евангельских словах. И бывает так, что человек, даже читая ежедневно на протяжении многих и многих лет Священное Писание, вдруг изумляется  от того открытия, которое происходит при чтении каких-то строк. Мы можем по десять, а иногда по сотне и сотням раз проходить мимо этих строк в своей жизни, и вдруг они открываются для нас с какой-то новизной. Мы вдруг как будто находим драгоценный клад для самих себя в этих словах, в этих строках и, обретя эту драгоценную жемчужина, этот бесценный бисер — Христа — в этих словах, радуемся и пытаемся этой радостью поделиться с другими. 

Вот таким должен быть наш христианский путь. Этой радости никто и никогда не отнимет от нас. Не будем же смотреть на то, что происходит вокруг, не будем смущаться какими-то обстоятельствами, особенно трудными обстоятельствами нашей жизни, какими бы они ни были тяжелыми, и какой бы беспросветной нам не казалась мгла, стоящая впереди нас и закрывающая от нас будущее, — она рядом со Христом — ничто. Она обязательно развеется, и лучи Его божественной правды и Его света, лучи, озаряющие наш жизненный путь, обязательно покажут нам дорогу, обязательно воодушевят нас, обязательно обнаружат улыбку на нашем лице, и мы сможем, освободившись от страха, от сомнений и от прежних ошибок, подобно Петру, быть снова и снова учениками Христа не по названию, а по жизни своей, по состоянию духа своего. Аминь». 

 ***

Успенский собор в Твери стоит при впадении Тверцы в Волгу. Это единственная сохранившаяся постройка Тверского Отроч монастыря. Автор «Исторического описания монастыря» донес до нас предание, в котором говорится, что место, где ныне Отроч монастырь, было в 1181 году назначено для прикрытия владений суздальских от набегов новоторжских и новгородских. Здесь была устроена «твердыня», или крепость, в которой поселялась военная рать. В этом укреплении, со времени управления тверских князей, жили княжеские отроки, то есть младшие члены княжеской дружины, обязанные защищать укрепление и Тверскую область.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в нынешнем виде построен в 1722 году, при Петре Великом, и освящен известным защитником Православия и страдальцем за него Феофилактом Лопатинским, архиепископом Тверским и Кашинским. Собор архитектурно выполнен в стиле барокко и в плане представляет собой равносторонний крест.

При Иване Грозном монастырь выполнял и тюремные функции. Здесь узниками были митрополит Филипп, осудивший жестокость царя, Максим Грек — знаток Священного Писания. Истинными светочами духа явились миру насельники обители. Настоятелями ее были большей частью почтенные старцы, оканчивавшие свою подвижническую жизнь в схиме. Их примеру следовали и лучшие из братии.

Отроч монастырь был не только пристанищем для людей, посвятивших себя Богу, но и источником духовно-нравственного просвещения. В 1727 году открыта была в монастыре семинария, а в 1809 году уездное и приходское училища.

В 1918 году монастырь был закрыт, в середине 1930-х годов здания монастыря были разрушены, и на этом месте был построен Речной вокзал. 24 июня 1987 года над Успенским собором вновь был установлен крест. Вначале 1994 года при соборе зарегистрирован приход Тверской епархии. Подготовка церкви к богослужению заняла еще несколько лет, и первая Литургия вновь была отслужена в праздник Успения Богородицы в 1998 году, после почти 80-летнего перерыва.

Святыни храма. Икона Успения Пресвятой Богородицы. После закрытия монастыря в 1918 году благочестивые люди сохранили образ Успения Пресвятой Богородицы, который  находился в иконостасе соборного храма. Икона обновляется в течение значительного времени — лики светлеют, краски становятся ярче.

Святыней храма является и место погребения святителя Филиппа, митрополита Московского. Отроч монастырь был местом ссылки святителя Филиппа после его низложения. Здесь святитель Филлип 23 декабря 1569 года принял мученическую кончину и был погребен. Ныне в Успенском соборе созидается нижний храм, посвященный святителю Филиппу.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.