13.08.2021 | Епархия

Канун Изнесения Древ Креста Господня в кафедральном соборе Твери

Накануне празднования Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, 13 августа, глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий молился на  вечерне и совершил  утреню в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери в сослужении соборного духовенства.

Появление праздника Происхождения (Изнесения) Честных Древ Креста Господня относится к IX веку, а в XII–XIII веках он утвердился во всех Поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 31 июля часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная со следующего дня, две недели святыню носили по городу, совершая литии «для освящения мест и отвращения болезней». Затем Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты. И теперь по древнему обычаю в этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему.

Во время чтения кафизма были помянуты о здравии и об упокоении те, о ком на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Митрополит Амвросий и диакон Иоанн Зорин прочитали каноны на утрени. После Великого славословия, при пении Трисвятого, владыка совершил вынос украшенного живыми цветами креста и возложил его на аналой в центре храма для поклонения верующих. 

По окончании утрени архипастырь поздравил всех с праздником и благословил на предстоящий пост:

«Мы живем в мире, в котором много соблазнов, болезней, особенно свирепствует болезнь, которая отягощает жизнь многих людей, делает их слабыми. Поэтому соблюдение поста у каждого разное — в меру веры, в меру усердия. Но нельзя отбрасывать объективные обстоятельства — семейные, связанные со здоровьем, самочувствием и с перенесением поста. Поэтому каждый из нас волен для себя вместе со своим духовником, либо по совету опытного священника определить эту меру, для того чтобы пост был не в разрушение, а в созидание, поддерживал дух, но не уничтожал физическое здоровье.

Много существует разных практик, которыми пытаются заменить самое главное — пост, касающийся человеческих уст. Через уста мы принимаем пищу, устами произносим те или иные слова, которые отражают наш внутренний мир. Обуздание уст и есть самый настоящий пост, тем более что именно через уста мы одновременно и постигаем окружающий мир: младенец с молоком матери впитывает в себя всё окружающее. Именно вкушая молоко матери, он различает запахи, он начинает вмещать в себя всё, что он видит и слышит. Уста одновременно являются и тем, что человеку дарит определенного рода эмоции. 

Пост — это время, когда мы ограничиваем себя в сфере желаний, связанных с очень многими вещами. Но прежде всего пост — это пост для уст, и как бы ни пытались люди заместить невкушение скоромной пищи другими различными практиками, именно этот вид аскезы не может быть замещен никаким другим видом, потому что именно с пищей мы связываем свою жизнь. Пища нас поддерживает и показывает зависимость как от самой пищи, так и от того, с чем еще связаны наши уста. Я желаю всем нам этот пост пройти честно, с верой и доверием к Богу, не забывая о добрых делах. И обязательно для себя определить его меру и строгость, дабы он был истинным и благоприятным». 

Справочная информация:

Митрополиту Амвросию сослужили: архимандрит Сергий (Швырков), иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Михаил Беляев, протоиерей Георгий Белодуров, священник Антоний Пласичук, диакон Иоанн Зорин, диакон Филипп Исломов. 

Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 14 августа установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими булгарами в 1164 году. В 1164 году собрался русский Владимирский князь Андрей Георгиевич Боголюбский войной на казанских болгар и мусульман. При его полках всегда находились икона Богоматери и честной крест. Перед началом сражения князь имел обыкновение молиться перед этими святынями и причащаться Святых Таин. А по его примеру и повелению молились и все остальные воины его дружины. После моления войска князя всегда безбоязненно выступали против врага. Было так и в этот раз. В тот же день, в то же время на бой с персидскими сарацинами выступил дружественный князю Андрею греческий император Мануил. В его войске также находились иконы Спасителя, Богородицы и честной крест Господень. Во время битвы (1 августа по ст.ст.), когда победа уже почти была в руках русских, произошло чудо. Светлые лучи от иконы Спасителя и Богоматери покрыли своим светом всю русскую армию, и воины, воодушевленные таким Божиим благоволением, с новыми силами разгромили вражескую армию, полностью подорвав их силы, и заняли несколько городов противника. Впоследствии выяснилось, что и император Мануил в тот же день сподобился со своей армией видеть точно такое же чудо. И он также одержал победу над сарацинами. Русский князь и греческий император возвестили друг другу о своих победах над врагами помощью Божией и, после совета со своими святителями, по благословению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга установили в 1-й день августа (14 августа по н.ст.) празднество в благодарность Христу Спасителю и Пречистой Его Богоматери за одержанную победу.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.