30.07.2019 | 

Ириней (Клементьевский)

Хиротонисан: 6.06.1792, еп. Тверской и Кашинский;

с 24.10.1796 архиепископ;

с 17.10.1798 архиеп. Псковский, Нарвский и Изборский;

с 30.08.1814 на покое;

умер: 24.04.1818.

Биография:

Ириней (Клементьевский) (1753 — 1818), архиепископ б. Псковский, Лифляндский и Курляндский.

В миру Клементьевский Иван Андреевич, родился в феврале 1753 г. в с. Клементьевке, Ковровского уезда в семье священника.

Обучался во Владимирской семинарии и Московской духовной академии. По окончании последней оставлен в ней учителем на (кафедре еврейского и греческого языков) и проповедником.

В 1774 году был пострижен в монашество.

С 12 сентября 1776 года — игумен Московского Николо-Перервинского монастыря и префект Перервинской семинарии.

В сентябре 1782 г. перемещен в Московский Крестовоздвиженский монастырь, а через год — в Московский Знаменский монастырь.

25 декабря 1784 г. возведен в сан архимандрита Ростовского Борисоглебского монастыря и назначен ректором Ярославской семинарии.

В 1787 г. вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.

С 30 июня 1788 г. — член Св. Синода, архимандрит Новгородского Юрьева монастыря.

6 июня 1792 г. хиротонисан во епископа Тверского.

24 октября 1796 г. возведен в сан архиепископа.

17 октября 1798 г. перемещен на Псковскую кафедру.

30 августа 1814 г. уволен на покой.

Скончался 24 апреля 1818 г. в Петербурге. Погребен в Александро-Невской Лавре.

Н. С. Маевский в своих «семейных воспоминаниях» описал внешний облик преосвящ. Иринея по его портрету: величавый красавец-старик, с приветливой улыбкой и кротким выражением умных карих глаз. От него так и веет чувством какого-то задушевного чисто родственного привета. Он был личностью известной в свое время, будучи человеком хорошо образованным, знавшим латинский и греческий языки. В то же время он отличался необыкновенной простотой, не лишен был чувства юмора. Как вспоминает его повар Фаддеич, однажды в присутствии гостей он подал к столу на блюде поросенка. Преосвященный, взглянув на Фаддеича, перекрестил блюдо большим крестом сказал: «сие порося да обратится в карася», и сам первый начал с аппетитом вкушать.

Будучи человеком ученым, преосвящ. Ириней состоял членом Российской Академии, занимался литературной деятельностью, сделал много переводов отцов церкви с греческого языка.

После него остались проповеди, отличающиеся простотой слога и ясным изложением основной мысли.

Труды

Библейские труды преосв. Иринея относятся к тому периоду, когда началось быстрое развитие современного русского языка и светской культуры, а Писание существовало еще только на церковнославянском языке. Первые попытки переложить свящ. книги на русский язык были робкими и несовершенными. Поэтому вл. Ириней стремился дать широким читательским кругам надежное общедоступное толкование. Владея древними языками, он опирался на оригиналы и с их помощью изъяснял славянский текст. Особой популярностью пользовалось его «Толкование на Псалтирь по тексту еврейскому и греческому», которое выдержало 9 изданий (последнее — М., 1903, т. 1—2). Комментарий этот написан простым ясным языком, с учетом всей библейской истории и мессианских прообразов. Автор всюду стремился разъяснить саму мысль псалмопевца и проиллюстрировать ее событиями жизни Давида и другими обстоятельствами ветхозаветной священной истории.

Кроме трудов по экзегетике он опубликовал ряд назидательных книг, сборник проповедей (1791, 1794), пер. из св. отцов и зап. духовных писателей (в частности, Беллармино).

Изданные труды

  • Толкование на послание к римлянам. М., 1787.
  • Толкование на послание к евреям. М., 1787.
  • Толкование на псалмы. М., 1791, 1807 и 1814.
  • Толкование на двенадцать малых пророков. СПб, 1804 и 1809.
  • Толкование на пророка Даниила. СПб, 1816.
  • Богословские трактаты: О смерти, суде, о вечном блаженстве и вечных мучениях. СПб, 1795.
  • О семи изречениях Иисуса Христа со креста. СПб, 1795.
  • Руководство к благочестивому житию или О внутреннем доме, т. е. устроении своей совести. СПб, 1796 и 1809.
  • Проповеди, изд. в 1791 и 1794 гг.
  • Воздыхание голубицы или о пользе слез (перев. из Беллярмина, изд. 1793 г.).
  • Переводы с греческого:
  • Избранные беседы Златоуста. М., 1784; его же Беседы на послание коринфлянам. М., 1806.
  • Беседы на послания к римлянам. М., 1806.
  • Иустина философа разговор с Трифоном Иудеянином. СПб, 1787.
  • Слова Григория Богослова. М., 1798.
  • Слова Селевкийского. М., 1802.
  • Слова Петра Хризолога. М., 1794.

(Материалы сайта Древо — открытая православная энциклопедия)


Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.