10.12.2021 | Богословие

Игумен Борис (Тулупов). Внутренний настрой монашества

К настоящему моменту институт монашества имеет длительную и очень разнообразную историю, которая своими корнями уходит во времена Римской империи, когда мир, люди, культура были совсем иными. За этот период духовная традиция монашества напиталась и обогатилась опытом многих поколений подвижников, живших в разное время и в различных обстоятельствах. Перед нашими глазами предстоят строгие образы отшельников Египта и Сирии, Палестины и Малой Азии. 

Святая гора Афон занимала и занимает особое место в истории православного монашества, будучи ценной сама по себе, как средоточие духовной жизни, и одновременно являясь источником вдохновения для многих поколений подвижников, в том числе и в нашей стране, где ответом на ее призвание стали прп. Антоний Киево-Печерский и прп. Паисий Величковский, своей жизнью и деятельностью показавшие прекрасный пример соединения и взаимообогащения греческой и русской традиций. 

Нельзя также не упомянуть о подвижниках Запада, живших до церковного разделения и внесших значительный вклад в духовную сокровищницу христианства. Эти люди жили в разное время и в разных странах, принадлежали к различным национальностям и социальным классам. Некоторые из них были учеными людьми, другие полностью безграмотными. Кто-то являлся царским советником, кто-то жил в пустыне в полной безвестности. Но все эти люди были объединены одной идеей, одной целью и одним призванием — следовать за Христом. Прп. Пётр Дамаскин в своей книге пишет: «Начало спасения состоит в том, чтобы человек отложил все свои хотения и разумения и восприял Божии хотения и разумения, и тогда не будет под небом такого места или такой вещи, которые помешали бы человеку спастись и быть таким, каким создал Бог Адама, в правде и преподобии истины».

Именно это стремление следовать за Христом по пути Его заповедей, надежда на Его помощь и благодатное удостоверение, что они находятся на верном пути, давали им силы преодолевать, те многочисленные испытания, которые выпадали на их долю. Ответом на эти вызовы мира сего стал их духовный опыт, которым они поделились со своими современниками и которым продолжают вдохновлять современных людей, уча нас не столько витиеватыми словами, сколько примером самоотверженной подвижнической жизни.

Несмотря на свойственный монашескому институту консерватизм, истинное монашество, будучи живым организмом, как и само христианство, неотъемлемой частью которого оно является, никогда не было равнодушно к проблемам людей, среди которых оно существовало. Готовность взаимодействовать, учитывать текущие проблемы и отвечать на заданные вопросы времени не только способствовала выживанию монашеского движения среди неблагоприятных условий в прошлом, но и может дать ему силы заинтересовывать и вдохновлять новые поколения людей.

Основой монашеской жизни всегда было Священное Писание в святоотеческой интерпретации. Институт монашества никогда не рассматривался как некое нововведение и позднейшее добавление, поэтому неслучайно в период своего расцвета в IV веке монашеский образ жизни именовался не иначе, как «житие апостольское», поскольку иноки, оставив «попечение о столах» предпочли пребывать «в служении слову и молитве».

При этом монашество не было равнодушно к проблемам окружающего их мира, особенно в отношении того, что касалось защиты веры и помощи страждущим. В ходе догматических споров в период, когда формировалась догматическая система христианского вероучения, монахи приходили в города и, рискуя собственной жизнью, отстаивали православную веру перед еретичествующими императорами. Во время войн, голода и других социальных потрясений монастыри становились прибежищем для страждущих, где последние могли получить необходимую помощь.

Причем ради любви к ближнему иногда делались отступления от древних установлений, так, например, во время греческого восстания в 20-х годах XIX века, на Святой горе Афон находили себе прибежище не только мужчины, спасавшиеся от турок, но и женщины.

Однако это всегда была вынужденная ситуация, возникшая в силу тех или иных исторических событий. Между тем основной идеей монашеского движения всегда оставалась внутренняя жизнь. Когда одного из египетских иноков спросили, чем он и его братия занимаются в пустыне, тот ответил: мы храним ум. В собеседованиях прп. Кассиана Римлянина авва Моисей скитский указывает достижение чистоты сердца как основную цель аскетической жизни и непременное условие обожения согласно евангельской заповеди.

Если обратим внимание на историю монашества как социального института, то можем заметить, как по-разному он себя проявлял в лице своих представителей.  Это и многолюдные обители с великолепными постройками, которые до сих пор являются ценнейшим наследием человеческой культуры, и благотворительные учреждения, где тысячи людей могли найти для себя занятие и пропитание, это и духовные школы, где церковной предание бережно сохранялось и преподавалось другим, это миссионерская работа, благодаря которой иногда целые народы без насилия и принуждения становились последователями христианской веры. Не хватит времени, чтобы перечислять все достижения, в которых иноки принимали участие.

Но это всё было следствием определенного умонастроения, которое вдохновляло и давало силы на труды, формировало и ставило цели, подсказывало, как лучше преодолевать трудные ситуации, как не надмеваться во время успехов и быть терпеливыми во время испытаний. Это настроение воспитывалось в монашеских общинах при определенных условиях, без точного соблюдения которых, возможно, ничего бы не получилось.

В настоящее время часто можно слышать, что возрождение здорового общества зависит от правильной организации института семьи. Это же можно сказать и о возрождении монашества, оно тоже зависит от правильной организации монашеских общин, из которых состоит. Православная Церковь в нашей стране, в том числе и монашество, имела особенно трагическую историю в минувшем столетии. Большинство монастырей было разрушено, монахи изгнаны или убиты. На протяжении нескольких поколений верующие люди находились в стесненных обстоятельствах, не говоря уже о том, чтобы иметь возможность проводить монашескую жизнь в традиционной форме.

Однако с этой ситуацией монашество столкнулось далеко не в первый раз. Это было и раньше. Например, можно вспомнить монашеское движение колливадов на Святой горе Афон. В то время большинство монастырей были особножительными, игумены и старшая братия обителей прилагали особые усилия к материальному обеспечению, часто в ущерб духовной пользе. Это стало причиной малолюдства этих обителей, молодежь не хотела поступать в монастыри, где процветали невежество, грубость, эгоизм и деспотия. Обновление пришло из малых общин, которые были свободны от обширной хозяйственной деятельности и административного гнета. Традиционные духовные упражнения в виде чтения аскетической литературы, умной молитвы и частого причащения, опытного отеческого руководства довольно быстро принесли свои плоды. Эта ситуация повторилась и в ХХ веке. Митрополит Лимассольский Афанасий пишет, что, когда он начинал монашескую жизнь, в монастырях Кипра и Святой Горы жили в основном монахи преклонного возраста, ситуация изменилась, когда ученики старца Иосифа Исихаста внесли свежую струю в традиционный святогорский уклад, напомнив всем о цели монашеской жизни

Малочисленность братии, особенно нехватка молодых и образованных иноков, а следовательно, возникновение сомнений в отношении дальнейшего развития монашеских общин является одной из актуальнейших проблем современных монастырей, по крайней мере, согласно проведенному опросу среди игуменов и игумений Тверской епархии. Эта проблема имеет несколько факторов, об одном из них уже было сказано.

Вторая причина связана с первой. Это недостаток духовного руководства. Острая нехватка монастырей как духовных школ, в которых монашеская традиция сохранялась бы не только в виде книг (в этом сейчас нет недостатка), но и в живых носителях монашеского духа. Несомненно, Божественная благодать способна врачевать и укреплять не только в прошлом, но и в настоящем. Однако человеческий фактор тоже имеет значение. При основании новой или возобновлении древней обители роль игумена является ключевой. Именно вокруг него будет формироваться новое братство и его пример будет привлекать, вдохновлять или, наоборот, отпугивать, делать равнодушными тех, кто приходит в эту обитель. Необходимо отметить, что кадровые изменения на уровне епархии или монастыря могут также влиять на сохранение монашеской традиции.

Потому что очаги духовной жизни очень уязвимы к переменам и внешнему вмешательству. Часто то, что с большим трудом и в течение длительного времени нарабатывалось усилиями многих людей, может быть легко сметено одним неосторожным решением.

Также следует обратить внимание на постоянное обучение и совершенствование тех, кто поставлен обучать других. Обращение к опыту монашеских общин, достигших или достигающих духовного успеха в течение продолжительного времени, может оказать в этом бесценную помощь. Имеются в виду не только достижения в области строительства и реставрации или материального обеспечения братства, хотя и этот опыт, без сомнения, ценен, но в первую очередь организация общины как духовной мастерской или школы, которая способна воспитать человека и через духовные упражнения обучить его правилам новой жизни. Здесь очень важно найти меру или баланс между свободой и послушанием, трудом и досугом, молитвой и интеллектуальным развитием. Всё это может быть выработано в монашеских общинах, основанных опытными наставниками или являющихся наследниками духовного богатства других преуспевших обителей, где духовная традиция не была прервана в силу внешних или внутренних обстоятельств.

Излишества в полезном могут быть так же вредны и опасны, как и совершение дурных дел. 

Современные люди, приходя из мира в монастырь, сталкиваются с морем информации о духовной жизни, и простое копирование старинных образцов добродетели может на некоторых оказать обратное действие.

Необходимо учитывать, что за несколько последних десятилетий наше общество очень сильно изменилось по сравнению с тем, что было прежде. Современные люди не имеют той физической и психологической выдержки, что была свойственна их предкам. Изменился социальный состав приходящих в монастыри. Это уже не прежние умелые и трудолюбивые крестьяне и купцы, привыкшие к хозяйству и физической работе. Но, наоборот, люди, привыкшие обладать большим количеством информации, много читающие и чувствительные к грубости и самодурству.

Это не значит, что общество стало хуже или лучше, но это повод для тех, кто осуществляет руководство монашествующими, быть очень осторожными и искусными в применении древних правил к своим пасомым. В нашем мире, скудном, казалось бы, на добрые примеры, существует определенное количество монашеских общин, приобщение к опыту которых могло бы принести духовную пользу.

Это есть та основа, которая, как огонь, способна зажечь сердца людей, создать в них соответствующее настроение, желание последовать примеру богоугодной жизни. Блж. Агустин пишет: «Люби Бога и делай, что хочешь». Когда человек что-то или кого-то любит, то не станет делать того, что неприятно или неприемлемо для объекта его любви. Так и монах, если будет возгревать в себе любовь к Богу, то не станет совершать или желать совершения поступков, неугодных Ему.

Существует много других проблем монастырской жизни, таких как пользование современными технологиями, правила по использованию пенсий престарелых насельников, наличие частной собственности у насельников и многое другое. Как раньше, так и сейчас по этому поводу вырабатывались правила и регламенты, и они действительно помогали и помогают урегулировать некоторые проблемные вопросы.

Однако все внешние ограничения носят временный характер, невозможно насильно сделать человека благочестивым или научить молиться. Требуется вдохновляющая внешняя обстановка и обязательно внутренний настрой.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.