12.12.2021 | Богослужение

Христианское отношение к выходному дню

Мы услышали Евангельское чтение об исцелении согбенной женщины в день субботний. Она страдала восемнадцать лет: не могла выпрямиться, расправить плечи и поднять голову. Господь Сам подозвал ее, будучи в синагоге в субботу. Возложил на нее руки и исцелил. Но начальник синагоги стал возмущаться: есть шесть дней, в которые можно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь же ответил ему, что даже волов своих и ослов каждый из присутствующих кормит, поит и отвязывает в день субботний, а здесь была исцелена дочь Авраамова, страдающая от болезни уже восемнадцать лет. И какое же лицемерие указывать на это освобождение страждущей, как будто это преступление Божественного закона!

Этот евангельский сюжет — не просто об исцелении, не просто о божественной силе Христовой и о Его способности исцелять. Сегодняшний сюжет — о том, что такое суббота, божественное повеление о дне покоя, заповедь о седьмом дне, и о том, как люди могут перевернуть даже самое доброе Божие повеление вспять, придать ему противоположный смысл и использовать для обвинений в преступлении и гонений, при этом еще и привлекая божественный авторитет. Это происходит и сейчас, происходило во все времена. И именно это мировоззрение обличал Господь наш Иисус Христос в религиозных деятелях Израиля. 

Господь дал народу Своему заповедь о субботе как благословение и помощь в тяжелой жизни. Он выделил этот день Своим повелением из череды других дней, чтобы дать людям отдых от будничных трудов и возможность побыть с Богом, поблагодарить Его за всю Его доброту. Этот день буквально был днем жизни для народа Израиля, ведь заповедь была дана Моисею во время одного из самых сложных периодов жизни избранного народа, которому просто необходим был отдых — и после египетского рабства, и от трудов пути по пустыне, и для обустройства новой жизни. Но старейшины этого народа со временем извратили эту заповедь, используя ее и другие заповеди не для освобождения людей, но наоборот, применяя их как путы, связывающие людей бесконечными правилами, повелениями и постановлениями. Заповедь, призванная давать жизнь, в руках людей, говорящих от имени Бога, но не знающих Бога, стала нести смерть и преследования, ведь ее нарушители стали гонимы, избиваемы и умерщвляемы. И в конце концов именно нарушения закона иудейского стали поводом для того, чтобы убить Богочеловека.

Заповеди, церковные установления, традиции и правила дают жизнь там, где применяются по любви и в руководстве с любовью. Но там, где любви и общения с Богом нет, те же самые заповеди и правила начинают душить и ограничивать жизнь, Закон начинает быть более важным, чем сама жизнь. Мы знаем, что некоторые религии, вышедшие из христианства, и сегодня запрещают, например, медицинские операции, которые могли бы спасти жизнь, и предпочитают, чтобы их брат или сестра умерли, но не нарушили закона. Того закона, который они сами придумали и выдают за Закон Божий.

Закон и заповеди могут помочь спастись, а могут заставить гордиться, проявлять свою власть над другими, примерять на себя полномочия Бога. Именно об этом сегодняшнее Евангельское чтение. Господь напоминает нам, что Он Господин субботы. Субботы, которая создана для жизни человека, а не для смерти. Как и любая другая заповедь, дана не для того, чтобы преследовать тех, кто ее не выполняет, но для того, чтобы дать жизнь и свободу тем, кто ее соблюдает. Сегодняшнее чтение напоминает нам и о том, как выглядят те, кто, видя неисполнение правил церковных другими, начинает их обличать, указывать на недостатки и нарушения. И о том, что чаще всего такие учителя и обличители сами смутно представляют то, что же представляет собой Закон Божий, потому что они, скорее всего, не общение с Богом и не любовь имеют во главе угла, но собственную гордость и собственное властолюбие, которые как раз и позволяют искать нарушителей.

Сегодняшнее воскресное утро — наша новая суббота, в которую мы призваны проявлять любовь друг к другу, даря жизнь и свободу. Да, мы не можем исцелять больных чудесным образом. Но мы можем быть любезными, добрыми и милосердными друг к другу. И такое отношение к братьям и сестрам для нас и будет должным исполнением заповедей и законов, которые сводятся к двум максимам, сказанным Христом: «люби Бога» и «люби ближнего как самого себя».

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 12 декабря 2021 года. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Храм святителя Николая Чудотворца в Голенково-Погосте, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.