16.11.2021 | Церковь и мир

Город для моих детей

Полезно вспоминать о прошлых днях, и не только о героических

О жизни в Твери размышляет протоиерей Михаил Беляев, председатель Епархиального отдела по тюремному служению, настоятель церкви в честь Лазаря четверодневного г. Тверь (кладбище Дм. Черкассы). У них с матушкой Юлией 12 детей, 10 внуков.

Пятеро моих детей начали самостоятельную семейную жизнь, как два с половиной десятка лет назад начинали ее мы с матушкой.

Я хорошо помню эти трудные для страны времена: скачки цен каждую неделю, скудное жалование, в городе рост бандитизма, наркомании.

Нам с матушкой церковь выделила жилье в доме «за линией». Район славился дурной славой, цыгане чуть ли не открыто торговали наркотиками. Рассказывали, что наркоманы со шприцами прямо подходили к нужным окошкам в домах, набирали в шприцы раствор, тут же кололись. Шприцы валялись повсюду на улицах, во дворах. Страшно было за маленьких детей: поднимут, уколются нечаянно. По милости Божией с приходом нового президента и новых людей во власти картина изменилась. Война в Чечне закончилась, цыгане с наркотиками «пропали» — было такое ощущение, что они вдруг разом продали дома и бежали из Твери.

И эти перемены продолжаются. Жить в Твери стало безопасней: нет хулиганствующей бродящей по городу молодежи, не видно наркоманов – и они, и продавцы прячутся от полиции подальше. На улице можно оставить автомобиль. Я был удивлен, когда заметил, что соседи по дому, где теперь живет наша семья, оставляют на ночь у подъезда очень дорогие машины – лет 20 назад такой поступок казался безумием: машина бы осталась без окон, без колес, с разбитыми фарами.

Я могу теперь младших детей со спокойной совестью отправить одних в школу, а ведь наша епархиальная школа находится в районе, ранее одном из самых криминальных, – Дворе «Пролетарки». Сюда-то и в советское время посторонние боялись заглядывать.

По долгу службы я много езжу по Твери на машине, и раньше, мучаясь между рытвин и ям, часто восклицал: «Господи, ты забыл этот край!» Я до сих пор удивляюсь, что в последние несколько лет здесь починили дороги, закатали ямы под асфальт – уж до них, думал раньше, никогда не доберутся.

Для меня дороги – показатель того, что жизнь в городе в последние годы улучшается. Когда мне начинают жаловаться, что в Твери зарплаты маленькие и жизнь тяжелая, я на дорогу показываю: а эти машины на что куплены, откуда они взялись – так что свободного места для стоянки не найти? Да машинки-то не наши старые ржавые «жигули»…

Другой признак перемен – врачи, медсестры, принимающие детей в роддомах, стали доброжелательнее относиться к многодетным мамам, реже звучат упреки, что мы только «нищету» плодим. Видимо, в прошлом веке люди жили так бедно, что видели в ребенке в первую очередь «лишний рот», из-за которого придется отказываться от своих немногих радостей. В девяностых годах первый вопрос в женских консультациях к нам был везде один: «Ну что, направление на аборт выписывать?» Теперь и в консультациях, и в роддомах принимают гораздо приветливей.

Мои дочери рожали уже в иных условиях: матушка рожала их в общих палатах, а теперь есть возможность в каждом роддоме получить палату на одного-двух человек. Везде прошли ремонты, появилось новое оборудование, открылся областной перинатальный центр.

Реально увеличились и субсидии на детей. Эти суммы кажутся не очень большими, но за год на сберкнижке накапливается столько, что можно позволить отправить детей отдыхать на море.

Детей мало родить – надо их воспитать, дать образование. Сейчас в городе очень много возможностей.

Честно, я благодарен властям города, а может, и область в этом участвовала, за детские игровые площадки. На площадках много аттракционов, маленькие дети играют спокойно, они огорожены, ни собаки не мешают, ни старшие подростки. И это по всему городу.

В Твери сейчас есть возможность бесплатно получить хорошее образование, в том числе и в епархиальной средней школе, причем самое разностороннее, есть возможность получить хорошую профессию, с которой можно и себя прокормить, и семью. Вовсе необязательно бежать в Москву.

То же и с работой. Да, уровень зарплат в столице выше, но и у нас в Твери есть предприятия, на которых получают не меньше. Толковые, добросовестные люди могут заработать везде. Изменились и условия труда: раньше хлопчатобумажный комбинат, экскаваторный завод обеспечивали рабочими местами многих горожан, но ведь какие условия труда были на них! Сейчас на такие работы местные жители уже не идут. А современные предприятия на нашей земле постепенно строятся, а на них уже просятся на работу и из Подмосковья, из столицы.

Если человек молится, живет благочестиво, он не ропщет. Сейчас мы можем честно и добросовестно трудиться, делать добрые дела – давать милостыню, помогать больным, инвалидам, молиться в храмах Божиих, никто не мешает жить как христиане. А людей, у которых срывается с уст ропот на жизнь, Церковь предостерегала: все ли у тебя в сердце в порядке? Не гложет ли гордость, не мучает ли зависть? Ведь получив большие деньги, куда часто направляет стопы ваш муж, сын, брат, а то и дочь, – к игральным автоматам, туда, где пьют, гуляют, развратничают. Стоит ли о такой жизни мечтать?

Иной со ста тысяч рублей домой и десяти не принесет, да еще в долги залезет, а иной со скромной пенсии еще и по тысяче внукам дарит.

Церковь влияет на людей своим словом, молитвой, благословением. Если бы не было угодника Божия Сергия Радонежского, благословившего князя Дмитрия Донского на ратный подвиг, победили бы наши предки в Куликовской битве?

Церковь отделяет человека от греха. Она на стороне человека, пусть слабого, пусть валяющегося в грязи, но она на его стороне. И она твердо выступает против греха. И зовет: откажитесь от греха, живите по-доброму, как учит Христос. Боритесь с корнями греха – мыслями о нем. Нам мешают жить свары, распри между собой. Душа тянется к другим душам, ищет радости в общении с ними. Объединяет общее дело, труд во Славу Божию.

Для каждого народа нужна какая-то идея, которая бы объединяла людей. У нас в Твери – это восстановление Спас-Преображенского собора, возведение храмов в микрорайонах, восстановление храмов в деревнях и селах, где жили наши отцы и деды, строительство всей жизни в городе в духе любви к ближнему, к Богу.

«Тверские епархиальные ведомости»

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.