Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися (ирмос, песнь 1).
Во вторник первой седмицы Великого поста Церковь продолжает чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, по особому располагающего душу к покаянию.
28 февраля митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил чтение его второй части во Введенском храме Свято-Успенского мужского монастыре в г. Старице. Великое повечерие служил наместник Свято-Успенского Старицкого мужского монастыря игумен Дамаскин (Леонов). Братия обители молилась за богослужением в храме.
На богослужении мужской хор под руководством диакона Иоанна Зорина пел в традиции Троице-Сергиевой лавры.
После чтения канона митрополит Амвросий молился за Великим повечерием в храме вместе с братией и прихожанами обители.
Великий канон по форме напоминает разговор кающейся души с Богом и являет нам образец покаяния. Преподобный Андрей приводит и примеры праведников, которым следует подражать. Это Авель, Ной, Авраам, Иов, Моисей, Давид, Илия, Елисей и другие. Особое внимание уделяется тому, кто явил нам образ глубокого покаяния и исправления, — царю и пророку Давиду. Приводятся евангельские примеры покаяния мытаря, блудницы, разбойника.
В каноне Каин, Ламех, Хам, Исав, жители Содома и Гоморры, Рувим, Дафан и Авирон, Авессалом, нечестивый Ахав, Озия, Гиезий, Манассия и другие — не только персонажи, но образы страстей, которые явственно проступают в природе человека, искаженной грехом.
По окончании богослужения митрополит Амвросий обратился к молящимся с проповедью:
Для того чтобы обрести если не верный путь, то хотя бы его очертания, мы и вслушиваемся сегодня в загадочные, святые и вдохновляющие слова, написанные в седой древности про каждого из нас. Они напоминают нам о том, что происходящее с нами — не нормально. Напоминают, что у нас есть возможность жизни иной, к которой можно прийти дорогой покаяния. И об этом покаянии вновь и вновь поем и воздыхаем мы ныне.
Покаяние — это не бесконечная скорбь или слезы от какого-то неисправимого горя. Точнее, это и слезы тоже, но с них, с осознания собственной нечистоты, покаяние начинается. Слезы нужны нам, чтобы решиться на бой с самим собой. Покаяние — это радостный подвиг, готовность всё изменить, всё старое отбросить и одеться в новое, стать другим, достойным Бога, достойным ближних. Покаяние — это внутренняя весна, обновляющая и изменяющая сердца.
Завтра утром архипастырь будет принимать участие в пении и чтении за утреней, часами и изобразительными во Введенском храме Успенского Старицкого монастыря, а затем совершит вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров — первую в этом году.
Пресс-служба Тверской епархии