26.02.2022 | Епархия

Во Вселенскую родительскую субботу совершены заупокойные богослужения по всем усопшим

Церковь установила особенные дни для всеобщего, вселенского, поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере. Она молится как о тех, кто сподобился христианской кончины, так и о тех, кто был застигнут внезапной смертью и не был напутствован в загробную жизнь молитвой. Дни, в которые совершается поминовение, называются вселенскими родительскими субботами. Молитва за усопших — это главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной.

Первая Вселенская родительская суббота (мясопустная) бывает за неделю до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.

26 февраля, во Вселенскую родительскую субботу, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил иерейским чином в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери Божественную литургию и панихиду. 

В этот день читался Евангельский отрывок, посвященный усопшим (Ин 5:24–30). 

На мирной ектении произносились дополнительные прошения:

О еже очистити нас от грехов и беззаконий наших, изсушающих в нас любовь к Богу и к ближним, водрузити же оную силою, действом и благодатию Пресвятаго Своего Духа и вкоренити в сердца всех нас, прилежно Господу помолимся.

О еже всеяти в нас и благодатию Пресвятаго Своего Духа вкоренити новую Своего Новаго Завета заповедь любити друг друга и не себе угождати, но о славе Божией и о созидании ближняго всегда ревновати, Господу помолимся.

О еже искоренити в нас ненависть, зависть, злобу и все прочие страсти, братолюбие разрушающия, и нелицемерную любовь всеяти, усердно Господу помолимся.

О еже теплую любовь к Богу и к ближним в нас благодатию Пресвятаго Своего Духа распалити, и тою все страсти душ и телес наших из корене сожещи, Господу помолимся.

О еже искоренити в нас страсть самолюбия, добродетель же братолюбия силою Пресвятаго Своего Духа вкоренити, сердцем сокрушенным Господу помолимся.

О еже не любити нам мира и всего яже в мире, но истинною любовию Бога и славу Его, и пользу и спасение ближних возлюбити, и на небеси уготованная благая присно зрети, и искати сих вседушно, Господу помолимся.

О еже принудити нас силою, действом и благодатию Пресвятаго Своего Духа не точию друзей и братий наших, но и врагов истинно любити, и ненавидящим нас благотворити, о них молитися, и о спасении их тщание имети, Господу помолимся.

О еже себе внегда внимати, себя окаявати и своя согрешения всегда зрети, себя пред Богом и пред всеми смиряти, брата никогдаже осуждати, но яко самаго себя того любити, силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.

О еже поревновати нам древних христиан к Богу и к братиям горящей любви, и наследниками и преемниками тех быти, не образом точию, но детельною истиною, силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.

О еже в правоверии непозыблемых, в мире и союзе любви горящих, и во всех добродетелях преспевающих нас всегда сохранити и от всех душетленных страстей невредимыми соблюсти, силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.

На сугубой ектении были произнесены прошения из молебного пения об умножении любви и искоренении всякой ненависти: 

Господи Боже наш, милостивно яко Благ призри на изсохшую в любви землю сердца нашего, тернием ненависти, самолюбия и неисчетных беззаконий люте оляденевшую, и каплю благодати Пресвятаго Твоего Духа испустив, богатно ороси сию, да будет плодоносна и возрастит от горящей к Тебе любви корень всех добродетелей, страх Твой, и о спасении ближняго неленостное попечение, всех же страстей и многообразных лукавств и лицемерия искоренение, прилежно яко всех благ Дателя молим, скоро услыши и человеколюбно помилуй.

Заповедь Твою любити друг друга давый Твоим ученикам, Владыко, обнови сию благодатию Пресвятаго Твоего Духа действительно в душах и в сердцах наших, да николиже о своей токмо пользе, но всегда о благоугождении Тебе и о спасении и пользе ближних наших попечение творити потщимся, молимся Тебе, Благодателю Милостивый, услыши и помилуй.

Первую и большую заповедь, любити Тебя, Бога и Творца нашего, от всея души, от всея мысли и крепости нашей, и вторую, подобную ей, любити ближних наших, яко самих себя даровавый нам, Владыко. Сам подвигни нас делом сия исполняти, да Тебе Спасу нашему угождающе и о спасении ближних наших ревнующе, обетованная Твоя получим благая, яко Владыце и Спасу нашему, прилежно припадающе, молимся, скоро услыши и помилуй.

Да совершени в любви к Тебе, Боже наш, будем, к ближним нелицемерную любовь иметь подвигни нас Твоего Духа благодатию, Владыко. К Тебе бо любовь имети мняйся, брата же своего ненавидяй, ложь есть и во тьме ходит. Тем же, Милостиве, любовию к Тебе и к братии распали души и сердца наши молимся, яко Милостив скоро услыши и яко Щедр помилуй.

Сице в нас Твою любовь силою благодати Пресвятаго Твоего Духа, всели, Всещедрый Господи, да не точию братию и друзей, но и врагов наших по Твоему Божественному повелению истинно любити и ненавидящим нас благотворити будет, и о спасении их искренно тщатися, молимся Тебе, благости Источниче в человеколюбия Пучино, скоро услыши и яко Благосерд помилуй.

Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе Бога нашего и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды, мздоимства, кровопролития и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в людех народов православных, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй.

Митрополит Амвросий прочитал молитву ко Господу Иисусу Христу: 

Господи Иисусе Христе Боже наш, давый ученикам Твоим заповедь новую любити друг друга, приими молитву сию во оставление грехов всех нас, смиренных рабов Твоих, и иссякшую в нас к Тебе и к братиям любовь Духом Твоим Святым обнови и крепко сию водрузи в сердца наши, да тою заповеди Твои исполняюще, не своей пользы на земле искати, но о Твоей славе и о созидании и спасении ближних ревновати будем, да тако в любви и мире со всеми в веке сем поживше, сподобимся, вкупе с угодившими Тебе, в горних обителях славити Тя и Безначального Твоего Отца и Святаго Духа в бесконечные веки веков.

На богослужении молились об упокоении душ усопших, имена которых были поданы в записках в соборе и через сайт Тверской епархии. На проскомидии митрополит Амвросий и священнослужители за каждое имя вынули по частице из просфор. Во время заупокойной ектении на Литургии и на панихиде архипастырь поименно помянул всех усопших.  

После пения запричастного стиха священник Сергий Будков огласил Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви от 24 февраля. 

По окончании Литургии митрополит Амвросий в сослужении клириков собора совершил панихиду по всем от века усопшим православным христианам.

Затем правящий архиерей Тверской епархии обратился с архипастырским словом к предстоящим людям:

Сегодня Вселенская родительская суббота, и мы принесли свои молитвы милостивому Богу о всех усопших своих сродниках, друзьях, ведь у каждого из нас есть уже в мире ином дорогие и близкие люди, которые никогда не уйдут из памяти сердца. В прежние времена, как я уже не раз говорил, православные люди больше молились об упокоении сродников, нежели о здравии живущих на земле людей. Потому что они понимали, что жизнь настоящая не прекращается там, за пределами этого видимого мира, и в делах своих, и в словах своих, и в молитвах своих они простирали свой ум и чаяния сердечные именно туда, за пределы нашей земной реальности, понимая, что наступит и то мгновение, когда и они тоже переступят эту черту между тем, что мы хотя бы отчасти понимаем, и тем, во что мы верим, что является реальным, но пока еще покрыто покровом очень большой тайны для живущих на земле людей. 

Я помню, когда сам еще был ребенком, тогда большинство храмов было закрыто, и люди собирались в обычных деревенских хатах, для того чтобы по какой-то еще сохранившейся памяти, без священника, но благодаря опыту оставшихся от разрушенных храмов певчих совершить заупокойную молитву о своих сродниках. И не проходило ни одной родительской субботы без такой молитвы. Люди собирались со всего села и мирским чином совершали заупокойную молитву, панихиду. Они приносили каждый от трудов своих, от своего хозяйства, веря, что эта милость будет во оставление грехов почивших сродников и Господь примет наряду с их молитвами и те дары, которые они сами вырастили, произвели и о которых позаботились. Вот почему мы приносим на канунный стол те продукты, без которых немыслима жизнь человеческая и которые составляют ежедневную нашу насущную пищу. И всякий раз, когда мы и сами молимся и просим Церковь Христову молиться о наших почивших сродниках и когда мы записываем каждое имя, мы можем поймать себя на той мысли, что при написании этого имени мы вспоминаем этого человека; иногда улыбаемся внутренне, а иногда внутренне стенаем и плачем, потому что обидели его или что-то недодали ему в этом земном мире, и просим Господа упокоить его бессмертную душу. «Сыне, даждь Мне твое сердце», — говорит Христос; и именно от состояния сердца многое зависит в тех действиях, которые мы верно и правильно совершаем — когда мы зажигаем и ставим свечу, когда мы подаем записку об упокоении или просим помолиться в течении сорока дней, полугода или года о своем успошем сроднике, когда приносим приношение на канунный столик, когда сами молимся, — всё это должно сопровождаться сердечным участием во всех тех внешних действиях, которые являются правильной и нужной формой, но которые должны быть заполнены нашей сердечной молитвой, нашей любовью к Богу и к тем, за кого мы пришли помолиться.

Когда я учился в Московской духовной академии, наши опытные наставники учили нас, как правильно молиться об усопших. Многое мы сегодня уже знаем — информации много. Но были какие-то моменты, которые даже из детства я не сумел получить и не знал об этом. Хотя с детства знал, что каждую субботу, а особенно каждую родительскую субботу, нужно быть в храме либо вместе в сельском доме — поскольку храмов тогда почти  не было — собираться для того, чтобы совершать панихиду вместе со всеми людьми, приносить свечи и приношения. А вот о том не знал, что бывает отрада усопшим сродникам, когда мы сами участвуем в Таинстве Евхаристии и в этот день не только подаем записки о том, чтобы за каждое имя была вынута частица, а затем, по окончании Литургии, погружена эта частица, которая была вынута с упоминанием имени усопшего человека, в святую Чашу с Кровью Христовой; но еще отраднее бывает нашим сродникам, когда мы в этот день причащаемся Святых Христовых Таин, соединяемся со Христом и во Христе общаемся с Ним, ведь наша сегодняшняя служба — это не просто монолог, это реальный и таинственный диалог Бога с нами и нас с Богом, диалог с нашими дорогими родителями и сродниками и их с нами.

Когда мы подходим к возрасту старости, мы начинаем в семьях своих понимать, почему к нам относятся так дети и внуки. Всё дело в том, что мы, будучи молодыми родителями, так относились к ним. И этот бумеранг возвращается к человеку тогда, когда он уже физически немощен, и не может практически уже ничего сделать и воспитать по-новому своего ребенка или внука, и лишь пожинает плоды того, что посеял в своей молодости. Тогда, когда мы, люди церковные, были молодыми, мы видели, как наши бабушки и дедушки молятся за своих усопших сродников, и я еще с детства, по себе могу сказать, воспринял это правило. И до рукоположения, и особенно когда был уже рукоположен в иеромонаха в 1994 году, старался не пропускать ни одной родительской субботы и всегда молиться о своих усопших сродниках. И даже моя архиерейская хиротония пришлась на субботу второй седмицы Великого поста — на родительскую субботу. Таким образом я как бы увидел знак свыше, ответ с Неба — ответ на те молитвы, которые совершались много лет до этого. 

Каждый из нас уйдет в мир иной, каждый из нас когда-то закончит путь своей земной жизни, но те молитвы, которые мы приносим за своих усопших сродников, никогда не останутся тщетными для нас. И если мы будем с любовью, сердечно, не пропуская ни одной родительской субботы молиться, ставить свечи, приносить приношения, давать милостыню и причащаться Святых Христовых Таин в эти дни, мы и особенно люди молодые, родители или те бабушки и дедушки, которые могут пример подать таким образом своим детям или внукам, — никогда не останемся потом без молитв. Мы научим этим примером молиться потом и за нас. Но и даже если некому по земной крови будет молиться за нас, когда мы уйдем в мир иной, то те молитвы, которые мы совершали, как и добрые дела, которые мы совершаем в своей жизни, сторицей вернутся к нам в жизни будущего века. 

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), архимандрит Сергий (Швырков), священник Сергий Будков, священник Антоний Пласичук, священник Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

За богослужением пел смешанный хор собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Синаксарь (текст для назидательного чтения, составленный церковным писателем) рассказывает нам, почему установлено такое вселенское поминовение усопших: очень много людей погибло при различных трагических обстоятельствах. Они утонули или были съедены зверями и т.д. — все те, кто «обычных псалмов и песней памяти не получиша», т.е. не получили отпевания и поминовения. И вот для них, всех вместе, Церковь установила одно общее поминовение. В синаксаре приводятся и другие причины установления этого дня: за субботой следует Неделя о Страшном Суде, а перед воспоминанием Страшного Суда так естественно помянуть всех умерших.

Богослужебные тексты Вселенской мясопустной субботы содержат не только призыв к молитве об усопших, не только просьбу о пощаде их, обращенную к Спасителю, но и слова, которые имеют больший смысл для живых. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.