Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
По Своем Вознесении на Небо Спаситель не оставил землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, стал не видим телесными очами, но всегда пребывает среди нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
В праздник Вознесения Господня митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в Вознесенском соборе Твери. Архипастырю сослужили благочинный I Тверского церковного округа, и.о. настоятеля собора протоиерей Павел Сорочинский, священники Сергий Шерстобитов, Сергий Будков, Даниил Никитенко, Андрей Маня, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диаконы Александр Осипов, Михаил Быков, Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
На богослужении пел соборный хор под руководством Геннадия Лапаева.
Перед Литургией митрополит приложился к мощам священномученика Фаддея, архиепископа Тверского.
В престольный праздник главная храмовая икона Вознесения Господня была украшена живыми цветами. Белое убранство церкви и облачение священнослужителей в этот день символизировали Божественный нетварный свет, подчеркивали красоту и особую торжественность.
Праздничные антифоны — избранные стихи из 46, 47 и 48-го псалмов — пророчески повествуют, по слову свт. Иоанна Златоуста, о восхождении Спасителя на Небо «в воскликновении, во гласе трубне». Вознесение сопровождали духовные восклицания ангелов, возвещающих славу Господню, они были слышимы лишь апостолами. Христос восшел не в вещественном шуме, но в безмолвии. Это событие происходило тогда тихо, но потом оно не укрылось почти ни от кого из жителей вселенной, и самое существо дел так прославило его, как будто прозвучала труба. Апостолы возвещали по всему миру, как трубы, благовествуя победу Христову.
После Евангельского чтения архипастырь обратился ко всем с проповедью:
Всякий раз, читая последнюю главу Евангелия от Луки, невольно поражаешься, как о чуде Вознесения Господа на Небо просто и наряду с остальными произошедшими событиями, как будто в одной с ними линии, повествует евангелист. Вот Господь вкушает печеную рыбу и сотовый мед, разговаривает с учениками. И вот Он возносится на Небо видимым образом, оставляя их с обетованием Святого Духа. Два события, которые евангелист описывает одинаково: первое — наиболее обыденное и бытовое из возможных в жизни, второе — самое чудесное из всего, что можно представить. Из этих строк мы видим, что ученики радовались, хотя, как кажется, сердца их по-человечески должна была наполнять грусть, ведь они расстались с Учителем.
Но они уже переживали тяжкое расставание — расставание смерти Спасителя. И пережили величайшую радость — Его Воскресение. Они сложили в сердцах своих слова Господа: «Я с вами во все дни до скончания века». И если раньше они сомневались в этом, то теперь, когда они пережили со Спасителем Его смерть и Его возвращение, — сомнений не осталось, и они радовались, потому что Господь теперь не где-то в конкретном месте — не в Вифании, не в Иерусалиме, не на горе Елеонской. Теперь он на Небе, одесную Отца, а значит — всюду, с каждым из нас, каждую секунду нашей жизни.
Воплощение, Крещение, Крестная смерть, Воскресение и Вознесение Христа — это события, определившие возможность нашего приобщения к Божественному. Присутствие нашей общей человеческой природы в тайне Святой Троицы делает нас способными быть причастными Богу во Христе. Вознесясь на небо, Христос поднял до неба ту плоть, которую Ему подарило Пресвятой Богородицей человечество. И теперь тайна человека находится неразлучно с тайной Божией. Божественное и человеческое отныне и навсегда находятся в самом близком общении, какое только можно было бы вообразить.
На сугубой ектении были вознесены прошения об Отечестве, о восстановлении мира и о скором завершении строительства Спасо-Преображенского собора г. Твери. Владыка прочитал молитвы о восстановлении мира и о завершении строительства Спасо-Преображенского собора г. Твери.
На Херувимской песни правящий архиерей помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.
По заамвонной молитве архипастырь с сослужащим духовенством совершил славление перед иконой праздника.
После славления было провозглашено многолетие Святейшему Патриарху Кириллу, а также ныне тезоименитому иеродиакону Антонию и всем православным христианам.
Митрополит Амвросий поблагодарил духовенство и прихожан за совместные молитвы, поздравил настоятеля и всех пришедших на богослужение с престольным праздником:
Сердечно поздравляю всех с праздником Вознесения Господня и престольным днем Вознесенского собора города Твери. Сегодня мы вновь и вновь должны напомнить себе слова, которые оставил нам Спаситель: «Я с вами во все дни до скончания века». Это значит, что всегда, при любых обстоятельствах, и в радости, и в горе, и тогда, когда нам трудно, и тогда, когда легко, — Он всегда с нами. Поэтому никакие страхи не должны обуревать нас, несмотря на то, что каждый из нас, безусловно, встречается на пути своей жизни со многими препятствиями, со скорбями, с потерями, нестроениями.
Мы стремимся к этому, но если уж по воле Божией сложности случаются в нашей жизни, то, наверное, это тоже какие-то уроки, которые мы должны правильно усвоить. Иногда эти уроки бывают горькими, но мы всегда должны помнить, что даже тогда, когда кажется, что Господь нас оставил, покинул и находится далеко, на самом деле Он тогда ближе всего, Он всегда рядом, потому что Он Сам сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Во внимание к трудам и в связи с 75-летием со дня рождения глава митрополии наградил медалью сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского, III степени Надежду Михайловну Новожилову, художественного руководителя авторской школы-студии тверской вышивки «Светлица».
***
На сороковой день по Пасхе Церковь установила двунадесятый праздник Вознесения Господня на Небо. Вознесение Иисуса Христа открывает для всех верующих в Него путь к Небу, к вечной жизни, в Царство Небесное, подобно тому как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Главный смысл великого события — исполнение Промысла Божия о нас, т.е. последнее действие Иисуса Христа в совершении нашего спасения, через которое земное соединилось с небесным.
Пресс-служба Тверской епархии