24.03.2022 | Епархия

В Вознесенском Оршином женском монастыре совершён постриг трех сестер

24 марта, в четверг третьей седмицы Великого поста, в Вознесенском Оршином женском монастыре под Тверью митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил монашеский постриг.

Постриг в мантию приняли послушницы Галина (Чистякова), Ольга (Якубовская), Татьяна (Чирина). Все они поступили в монастырь послушницами в 2020 году, но уже считают обитель родным домом. Татьяна Чирина, учитель русского языка и литературы, с 2010 года является почетным работником общего образования РФ за заслуги в образовательной деятельности. В течение 20 лет преподавала в школе во имя святителя Тихона Задонского в Твери.

Они были пострижены с именами Ксения, Параскева и Кассия. 

На постриге присутствовали настоятельница Вознесенского Оршина монастыря игумения Евпраксия (Инбер) с сестрами, настоятельница тверского Свято-Екатерининского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми).

После пострига архипастырь поздравил новопостриженных с принятием ангельского образа, настоятельницу и сестёр обители — с событием нового пострига и обратился ко всем со словом наставления:

Замечательный классик, светский и одновременно духовный писатель Николай Васильевич Гоголь однажды написал такие слова: «Мне нужно уединение. Решительное уединение. Я не рожден для треволнений и чувствую с каждым днем и часом, что нет выше удела на земле, чем звание монаха». И тот, кто пошел по этому пути, знает, о чём помышлял и о чём писал наш знаменитый классик. Человек, который в какой-то момент своей жизни вдруг услышал зов Христов, заставивший его в корне изменить свою жизнь и пойти по пути отречения от мира, поистине счастлив. Мир не понимает монашества, мир очень часто его порицает, клевещет на него, потому что живет своими страстями. Неслучайно авва Дорофей говорит о том, что мнение о людях есть зеркало собственной души. И когда мир восстает на монашество, он проецирует на него себя. И подобно тому как человек отражается в зеркале, он, пытаясь увидеть всё нехорошее в других, на самом деле видит в них то, чем живет сам. 

Монашество — это не путь стерильный. Стерильного в нашей жизни вообще ничего нет. Но монашество — это удивительно благодатный путь, который сопровождается, конечно, и падениями и восстаниями. Этот путь изобилует скорбями и духовными утешениями. И кажется, в обычной христианской жизни всего этого тоже хватает, но монашество — это как бы максима всего христианства. Неслучайно мы знаем такое выражение — «свет мирянам — монахи, а свет монахам — ангелы». Мы, конечно, не способны к бестелесной ангельской жизни, абсолютно бесстрастной, воздушной и только наполненной славословием, но стремление к этому. Путь к этому, преодоление себя ради этого составляет ежедневный непростой труд, труд борьбы с самим собой, и одновременно являет нам плоды благодатной радости; радости, которую никакие иные земные радости заменить не могут. Но для того, чтобы получить это благодатное утешение, необходимо терпение, болезни, и преодоление собственного эгоизма и в словах, и в мыслях, и в своих чувствах по отношению к окружающим людям и к окружающему миру — всё то, что производит в нас терпение, а через терпение — вкушение благодатной жизни во Христе.

Сегодня, дорогие сестры, вы получили имена святых, которых Церковь любит, знает и почитает. Они жили в разное время, у каждой из них был свой путь, свои характеры, свои удивительные и подчас очень необычные истории. И, конечно, получив эти имена, вы не призываетесь повторить их жизнь, потому что это невозможно. Но в тех примерах, которые даны вам в именах прежде живших, а ныне предстоящих у престола Господа преподобных, мученицах и святых женах, вы можете найти то, что вас воодушевит; воодушевит быть по-настоящему монахинями; воодушевит преодолевать в себе всё то, что так непросто преодолевать обычному человеку; в послушании, в смирении получать очень непростую, жесткую, а иногда по отношению к самим себе жестокую огранку сердец. Но именно таким образом и никаким другим из алмаза рождается бриллиант; из золота неочищенного получается золото очищенное, которое блестит, переливается, удивляет и радует глаз. Именно таким образом, только через терпение, через преодоление себя, через послушание, через отрицание от всего того, что раньше было желанным, но было мирским, и получается божественная красота; божественная красота, которая начинает сиять в человеке, несмотря на преклонение к закату жизни, несмотря на физическое увядание. И эта красота в виде внутреннего света, незаметного физическому глазу человеческому, обязательно светит другим. И сердце верующее воспринимает этот свет и видит и чувствует эту красоту. Поэтому тот высший удел на земле, который переживал и Николай Васильевич Гоголь, и многие преподобные отцы и жены, — это и есть удел нетленной божественной красоты, который отображается в человеке, когда он отрицается от мира и когда он обещает быть всё время с Богом, оставляя на периферии своей жизни всё то, что прежде составляло какую-то ценность.

Я желаю вам терпения, я желаю вам молитвы, я желаю никогда не бояться искушений, которые могут любого человека приводить и в охлаждение, и в расслабление; но с терпением переживать эти периоды кажущейся нам богооставленности, потому что именно в эти периоды богооставленности, если Господь определит вам через них пройти, Он будет ближе всего к вам. И потом, стиснув зубы и пройдя через эти периоды, вы поймете, что именно в эти периоды, когда нужно особенно потерпеть и особенно внутренне попереживать и пострадать, лишиться каких-то утешений, — именно в эти периоды Бог был как никогда близок к вам. Спасайтесь в монашеском чине.

Сердечно поздравляю матушку игумению Евпраксию, сестер обители, всех прихожан и всех, кто здесь учится, с тем, что вы стали свидетелями и участниками сегодняшнего события. И хотя Церковь учит о том, что у нас есть семь Таинств, но все же относительные цифры. Многие святые отцы постриг монашеский тоже определяли как Таинство. И это действительно так, ведь это тоже тайна рождения человека в новую жизнь, которую мы лишь немного наблюдаем со стороны, но которая по-настоящему является рождением в жизнь вечную, в жизнь будущего века.

Затем сестры обители поздравили новопостриженных монахинь, по древней традиции вопрошая: «Что тебе имя сестра?» 

***

Древний Вознесенский монастырь, основанный не позднее XIV века при впадении небольшой речки Орши в Волгу, был первоначально мужским. Первое письменное упоминание о нем относится к XV веку — времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича, которого современники называли «боголюбивым и монахолюбивым» князем. В Смутное время начала XVII века монастырь неоднократно разорялся.

Светлым периодом в истории монастыря стало время пребывания на Тверской кафедре Преосвященнейшего архиепископа Григория (Постникова). Владыка проникся особенной любовью к уединенной Оршиной обители (так что надеялся даже обрести в ней свое упокоение) и старался не только внешне благоукрасить ее, но и обновить внутреннюю духовную жизнь братии.

В начале XX века (1903 год) монастырь становится женским, для управления им из Новоторжского Воскресенского монастыря была переведена матушка Евдоксия, назначенная игуменией обители. Под ее мудрым управлением монастырь очень быстро стал благоустраиваться, через 10 лет здесь было уже около 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки.

В 1919 году монастырь был закрыт, судьбы большинства его насельниц неизвестны, возможно, некоторые из них пополнили сонм новомучеников и исповедников Российских. В его стенах расположилась школа-интернат; храм до 1937 года еще действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище.

Вознесенский Оршин женский монастырь основан в XIV веке, а ликвидирован в 1919 году и вновь открыт Определением Священного Синода от 21.10.1992 с назначением настоятельницей монахини Иулиании (Ритониеми Кирси Марита) (с 1996 года настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря г. Твери). В настоящее время настоятельницей является игумения Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна), которая назначена Указом правящего архиерея от 15.06.1996.

В конце 1990-х годов при монастыре был создан приют-пансион для девочек. В ноябре 2009 года по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора он был преобразован в Службу помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Православный детский социально-реабилитационный Центр “Родник” во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского».

В настоящее время в Центре «Родник» воспитывается 25 девочек в возрасте от 8 до 18 лет. Всего же с Центром за время его существования оказались связаны судьбы более 100 детей. В основном это дети из неблагополучных или малообеспеченных семей.

Монастырь осуществляет сотрудничество с Департаментом социальной защиты населения Тверской области, Территориальным отделом социальной защиты населения Калининского и других районов Тверской области, с органами опеки и попечительства по решению всех вопросов, касающихся устройства детей, определения статуса воспитанниц, восстановления необходимых документов, соблюдения их имущественных прав.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.