26.09.2021 | Епархия

В Воскресенском соборе в престольный день совершена иерейская хиротония

26 сентября Церковь празднует событие обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году. Этот день — престольный праздник Воскресенского кафедрального собора Твери. 

Накануне праздничного дня митрополит Тверской и Кашинский Амвросий по многолетней традиции совершил в Воскресенском кафедральном соборе вечерню и утреню Пасхальным чином. Главе митрополии сослужили благочинный I церковного округа протоиерей Павел Сорочинский, и.о. настоятеля собора иеромонах Агапит (Евдокимов), клирики собора, тверское духовенство.

На праздничных богослужениях прозвучали пасхальные песнопения, священнослужители с прихожанами приветствовали друга друга пасхальным приветствием: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

Престольный праздник Воскресенского кафедрального собора г. Твери совершается 26 сентября, накануне праздника Крестовоздвижения. Название праздника — «Воскресение словущее» — указывает на то, что он лишь слывет, называется, Воскресением, в отличие от собственно праздника Светлого Христова Воскресения —  Пасхи. В день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме вспоминается торжество по случаю освящения храма, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой.

26 сентября, в праздник Воскресения словущего, митрополит Амвросий совершил в Воскресенском кафедральном соборе Божественную литургию Пасхальным чином. 

Песнопения на богослужении исполнил смешанный хор Воскресенского кафедрального собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

На соборную молитву в день престольного дня кафедрального храма епархии собрались прихожане, тверичи и паломники. 

На сугубой ектении были помянуты  страждущие от различных болезней, произнесены прошения о врачах, а после ектении — вознесены молитвы о прекращении губительного поветрия и о продолжении  воссоздания Спасо-Преображенского кафедрального собора Твери.

Во время Херувимской песни архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, о ком на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении, вынув за каждое имя частицу из просфоры.

После Великого входа митрополит Амвросий рукоположил во пресвитера диакона Сергия Дроздова. 

Торжественный крестный ход с радостными восклицаниями «Христос воскресе!» прошел вокруг стен Воскресенского собора после Литургии. Радость Пасхального праздника наполнила души участников богослужения, как и в те пасхальные дни, когда все встречают друг друга пасхальным приветствием.

После крестного хода митрополит Амвросий благословил всех крестом, украшенным цветами, троекратно приветствуя словами «Христос Воскресе!».

В завершение праздничной службы архипастырь поздравил всех молящихся в храме с осенней Пасхой:

Сегодня в нашем Воскресенском кафедральном соборе Пасха! Сегодня мы празднуем обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме и совершаем пасхальное торжество. Там, где Христос был погребен и откуда Он воскрес, там, где находится Гроб Господень в Иерусалиме, ежедневно звучат слова пасхального гимна: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”. И ежедневно на протяжении всего года совершается пасхальное богослужение. У нас же в храме Воскресения словущего есть еще и особое торжество кроме Пасхи, которое мы празднуем со всей Святой Церковью, — это наш престольный день. И так сложилось, что в этот день мы совершаем по Пасхальному чинопоследованию молитву к Воскресшему Господу, и в эти осенние дни, пасмурные, дождливые и уже холодные, но с ныне пробившимся сквозь облака солнцем, мы вновь приносим в жизнь свою пасхальное настроение. 

Преподобный Серафим Саровский, которого называли пасхальным батюшкой, всякий раз, когда приветствовал другого человека, восклицал: “Христос воскресе, радость моя!” Это невозможно делать искусственно. Некоторые пытаются вслед за Серафимом Саровским, внешне подражая ему, в течение года приветствовать других таким пасхальным приветствием. Но это выглядит чаще наигранно, потому что для того, чтобы это делать, нужно быть самому всегда носителем пасхальной радости. Для того чтобы получить пасхальную радость, христианин призван каждое воскресенье быть в храме, каждое воскресенье соединяться с Распятым и Воскресшим Христом в Таинстве Святой Евхаристии. И только тогда — при особой внутренней жизни, внимании к себе, чистоте, благоговении, молитве и подлинной радости во Христе — можно иметь право ежедневно произносить такие слова от сердца, искренне и по-настоящему, а не искусственно и по форме. 

Сегодня, в день обновления храма Воскресения словущего в Иерусалиме, мы слышали Евангельское чтение, в котором звучали слова, всегда произносимые  и на Божественной литургии: “Ибо Бог так возлюбил мир сей, что отдал Сына Своего Единородного, дабы через Него всякий верующий не погиб, но имел бы жизнь вечную”. Бог послал Сына Своего Единородного не судить мир, но для того, чтобы через Него спасся весь мир. А что эти слова означают для нас, людей, живущих через много столетий после события пришествия в мир Господа нашего, Распятого и Воскресшего? Если Бог так рассудил и так повелел, чтобы Сына Своего Единородного послать в этот мир не для того, чтобы судить этот мир по правде и по закону, не для того, чтобы его уничтожить и приговорить к вечной муке, но для того, чтобы спасти. И мы, христиане, которые носим на себе Крест Христов, должны научиться поступать так и в этой нашей, временной, земной жизни и всё делать для того, чтобы не только содействовать своему личному спасению, но и помогать другим людям спасаться, получать жизнь во Христе и приобщать людей к опыту пасхальной радости. 

Мы часто судим своими земными мерками. Суд, осуждение являются нашими язвами души, которыми мы провоцируем самих себя на продолжение личной болезни и пытаемся заразить осуждением окружающий мир. И тем самым, может быть, даже не задумываясь о том, поставляем себя выше Бога. Тварь, которая в лице пророка Давида однажды произнесла очень правильные слова: “Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей”, пытается поставить себя на место Бога и присвоить себе те права, которые есть единственно только у одного Бога, — судить и выносить приговор, особенно тогда, когда это касается другого человека, его личности, его жизни, его грехов, его личного предстояния, падения и восстания перед Богом. Но Христос пришел не чтобы судить, но чтобы спасти. Из молитвенного и созерцательного опыта и из Предания Церкви мы знаем, что тогда, когда надлежит человеку умереть, и душа отделится от тела, — тогда предстают перед ним те, кто пытаются его оправдать — ангельский мир, и те, кто всеми силами стараются его осудить и обвинить — мир демонский и дьявольский. И вот тогда, когда мы в этой земной жизни пытаемся поднять человека от его падения любовью, кротостью, смирением, а самое главное — словом и примером жизни, — тогда мы становимся на ангельскую сторону, а тогда, когда мы осуждаем человека, пытаемся клеймо ему какое-то поставить, пытаемся окончательный вывод о нем сделать, — мы причисляем себя к демонскому миру, стремящемуся во что бы то ни стало человека опозорить и осудить.

“Ибо так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы через Него всякий верующий не погиб, но имел бы жизнь вечную”. И Христос пришел в этот мир не чтобы судить, и Отец Его Небесный послал Его в этот мир не для того, чтобы Он судил этот мир, но для того, чтобы спас этот мир. И мы должны стремиться в своей земной жизни поступать так же, как поступал и Господь наш Иисус Христос, и в этом наша задача, задание от Небесного Отца, и в этом корень пасхальной радости, которая тогда будет подлинной, настоящей и совершенной, когда мы будем стремиться всё делать для того, чтобы воодушевлять людей к новой жизни во Христе, а не окончательно убивать людей в их падении».

Митрополит обратился со словом к новорукоположенному священнику Сергию, призвав его быть добрым пастырем и нести слово Божие без лени, своим примером вести людей ко Христу:

Дорогой отец Сергий, сегодня, в праздник обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Господь сподобил тебя стать священником Его Церкви. Совершай свое служение в соответствии со Священным Писанием, Преданием и канонами Святой Церкви. Помни, что священник действует не сам по себе, а исключительно по праву, данному ему епископом, являясь его представителем на приходе, и только по его благословению совершает Святые Таинства. Церкви чужда мирская логика устроения церковной жизни. В ней исключительно меньший от большего благословляется, как говорит нам об этом Священное Писание. И служение в ней совершается по послушанию и в любви ко Христу. Священник, освященный благодатью Духа Святого, получает право служить, но благодать не делает его ни умнее, ни опытнее, ни совершеннее, если только он потом не трудится сам постоянно над собой. Будь строг к себе и милостив по отношению к людям, без устали и лени проповедуй Евангелие словом и примером. Но там, где видишь слабость человеческую, старайся врачевать ее не формальными рецептами и строгостью, а добротой, милостью, молитвой и терпением. Будь проповедником евхаристической жизни христианина, не сковывая ее мелочностью и формальными предписаниями, но открывая опыт действия Христа в жизни того, кто со страхом, любовью и верой приступает к Его Божественным Дарам, надеясь на то, что Господь вспомнит его в Своем Царстве. Держись добрых примеров своих старших собратьев, а от худых отвращайся без осуждения и избегай их. Пусть благословение Божие пребывает с тобою».

Владыка подарил рукоположенному священнослужителю епитрахиль и поручи, требное евангелие, служебник, и богослужебную просфору. 

В конце своего слова митрополит Амвросий пригласил всех помолиться на вечернем богослужении, на котором будет совершаться  чин Воздвижения Животворящего Креста Господня. 

Справочная информация:

Митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: протоиерей Павел Сорочинский, иеромонах Агапит (Евдокимов), архимандрит Сергий (Швырков), протоиерей Леонид Водолазский, священник Александр Горячев, священник Иоанн Березюк, священник Сергий Будков, священник Филипп Исломов, священник Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

На богослужении пел смешанный хор кафедрального собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

*** 

Воскресенский собор Твери заложен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых. Построен на средства царской семьи и Христорождественского монастыря по проекту петербургского инженера Н. П. Омелюстого как один из храмов этой обители. Освящён 17 апреля 1916 года архиепископом Тверским и Кашинским Серафимом (Чичаговым) в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Архиепископ Серафим (Чичагов) был расстрелян на Бутовском полигоне и прославлен в конце 20 века в чине священномученика.

В 1936 году собор был закрыт. В 1988 году возвращён епархии. Первое вечернее богослужение состоялось в канун престольного праздника, а первая литургия 26 сентября 1991 года. В 1992 году епископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) совершил малое освящение храма. В 2010 году было совершенно великое освящение храма.

В декабре 2000 года в селе Владычня были обретены и перенесены в собор мощи преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).

В соборе находится рака с частью мощей святого благоверного великого князя Михаила Тверского. 

Собор до сих пор окончательно не воссоздан. Из за особенностей в проектировании он остаётся в осенний, зимний и весенний периоды холодным; Из-за непрофессионально проведенных прежде  кровельных  работ местами протекает крыша; иконостас долгие годы остаётся незавершённым; к росписи так и не смогли приступить из за больших объемов и отсутствия средств. Царский собор ожидает благодетелей, имеющих возможности помочь в завершении его реставрации и в полноценном оформлении. 

Адрес собора: Тверь, ул. Баррикадная, 1. 

Как добраться: от ж/д и автовокзала Твери на автомобиле 15 минут, на маршрутных такси №№ 227, 202, 2 до ост. «Христорождественский монастырь» (8 остановок).

В соборе ежедневно утром в 8:00 и вечером в 17:00 совершаются уставные богослужения. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.