26.03.2023 | Епархия

В Воскресенский собор по случаю 540-летия преставления прп. Макария принесена его десница

Неделя четвертая Великого поста по­свя­ще­на пре­по­доб­но­му Иоан­ну Ле­ствич­ни­ку. Дол­гая жизнь это­го древ­не­го по­движ­ни­ка, про­ве­ден­ная у под­но­жия свя­щен­ной го­ры Си­най, бы­ла бед­на внеш­ни­ми со­бы­ти­я­ми, но бо­га­та внут­рен­ни­ми, и это обес­пе­чи­ло ему ис­то­ри­че­ское бес­смер­тие. Угодник Божий, преподобный Иоанн жил в VI веке, по своему сочинению он назван Лествичником, или автором особой книги «Лествицы», содержащей ступени спасительных добродетелей.

Накануне Недели преподобного Иоанна Лествичника, 25 марта, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском соборе г. Твери в сослужении соборного духовенства. 

Во время богослужения архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии. 

На утрене, на полиелее, архипастырь вынес десницу преподобного Макария Калязинского для поклонения верующих. 26 марта 2023 года Церковь отмечает 540-летие со дня кончины святого игумена. Божественную литургию святителя Василия Великого в этот день в церкви Вознесения Господня г. Калязина, где находится рака с мощами Преподобного, совершит митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

После бдения архипастырь обратился к молящимся со словом:

Нынешнее воскресенье Великого поста посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайской горы, святому VII века, описавшему образ и подавшему пример восхождения человека от земли на небо. Но завтра у нас еще одна дата, связанная с Тверской землей, — 540 лет преставления преподобного Макария Калязинского. И сегодня здесь, в Воскресенском соборе, в воскресный день, была изнесена его святая десница, перед которой мы совершили пение и помолились угоднику нашей Тверской земли. 

Более 500 лет нас отделяют от преподобного Макария и еще больше от преподобного Иоанна Лествичника. Оба они такие разные, но одновременно в чём-то они очень сильно похожи. Один ушел в пустыню, в которой были страшная жара, отсутствие воды. Его окружали раскаленные камни и звери, от которых можно было укрыться только в пещере. И он ушел туда, дабы, умерев своим страстным человеком, взойти к Богу человеком обновленным. 

Преподобный Макарий подвизался в совершенно иных климатических условиях. Было много вокруг воды, красивые деревья, прекрасная растительность и, однако же, тоже суровые условия, которые настигали подвижника, особенно поздней осенью, в зимнее время и ранней весной. Можно только представить себе, сколько один и другой физически претерпели, чтобы смирить свою плоть. 

Память этих святых вновь и вновь напоминает нам о том, что без аскезы не бывает христианства. И там, где аскетическое житие умаляется или прекращается, — там практически заканчивается и христианство. Мера аскезы у каждого человека своя. Одни живут в миру, другие в монастырях, третьи вообще избирают для себя подвиг затворничества; а кто-то обременен семейными заботами и попечениями. Но если сравнивать нас хотя бы немного с поколениями тех христиан, которые были прежде нас, мы должны честно ответить себе, что мы не стоим и ногтя их. Мы молимся Богу, но вера наша не простирается так глубоко и самоотверженно, как она засвидетельствована подвигами и жизнью таких святых людей, как преподобный Иоанн Лествичник и преподобный Макарий Калязинский. 

Конечно, повторить жизнь и подвиги этих людей невозможно. Но, глядя на их жизни, мы можем понимать, кто мы есть на самом деле — подчас «имеющие вид благочестия, а силы же его отрекшиеся» (2 Тим 3:5), как говорит святой апостол. Наверное, мы должны встрепенуться и изменить что-то в своей жизни для того, чтобы не посрамить своего призвания, для того, чтобы Церковь продолжала набирать силу, а не становилась более слабой из-за слабости нашей. Молитвами преподобных Иоанна Лествичника и Макария Калязинского, жития которых в предстоящие дни седмицы давайте хотя бы краткие прочитаем, да возгреет в нас Господь дар веры и ревности в аскетических трудах. А мы постараемся встрепенуться, осознать немощь свою, узость свою, слабость и обратиться к Богу, дабы Он умножил в нас Свою силу и мы преодолели все барьеры, которые сами построили на пути нашего спасения. 

Справочная информация:

***

Лествица, или скрижали духовные. Из предисловия.

Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви.

Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.